Накануне, 15 июля, в России отмечали историческую дату — 775 лет со времён Невской битвы. В чём же основная заслуга русского князя? Как правитель Александр получил прозвище Невский и что помогло выиграть битву против грозных шведов?. Ответы на эти вопросы в нашей статье.
15 июля 1240 в устье реки Ижоры состоялась битва между новогородским ополчением и шведами. Эта битва получила название Невской, а командира русского войска князя Алексндра Ярославича прозвали Невским.
В сражении с одной стороны принимало участие новгородское ополчение под командованием князя Александра Ярославича, с другой — шведский отряд. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».
Источники, рассказывающие о битве на Неве, очень немногочисленны. Это Новгородская первая летопись старшего извода, несколько
вариантов Повести о житии Александра Невского, а также более поздняя Новгородская первая летопись младшего извода, зависимая от первых двух источников. В скандинавских источниках упоминания о крупном поражении нет, хотя в 1240 году действительно состоялся поход на Русь небольшого скандинавского отряда в рамках крестового похода в Финляндию.
Летом 1240 года шведские корабли прибыли в устье реки Ижора. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. В войске находились также католические епископы. По предположениям некоторых историков, шведскую армию мог возглавлять зять короля Биргер Магнуссон, чья жена приходилась Александру Невскому, как минимум, четвероюродной племянницей.
Князь Александр Ярославич принял решение внезапно атаковать врага. Времени, чтобы дождаться подкрепления не было, и Александр начал сбор собственной дружины. К войску также присоединились новгородские ополченцы. Князь воодушевил воинов речью, фраза которой дошла до наших дней и стала крылатой: «Не в силе Бог, а в правде!».
Шведский лагерь не охранялся, так как шведы не думали о возможности нападения на них. Воспользовавшись туманом, войска Александра скрытно подошли к неприятелю и застали его врасплох: без возможности создать боевое построение, шведы не могли оказать полноценного сопротивления. Русские конные копейщики обрушились на центр шведского лагеря, а пешая рать ударила во фланг вдоль берега и захватила три корабля. По ходу битвы войско Александра владело инициативой, а сам князь, согласно летописным сведениям, «на лице самого короля оставил след острого копья своего».
«Сражение в устье реки Ижоры, по-видимому, затянулось до вечера. К ночи рати расступились. Судя по летописным замечаниям, шведское войско, несмотря на поражение, не было уничтожено. К утру неприятель был не в силах продолжать борьбу и полностью очистил поле битвы, отплыв на судах. Уходу остатков шведского войска не препятствовали. Сообщения о дальнейших событиях противоречивы. На другом берегу Невы на следующий день местные жители обнаружили много непогребенных тел шведов, хотя указывается, что они затопили два корабля с погибшими, после чего остатки войска отплыли в Швецию.