Пассажирами стали официальные лица и многочисленные журналисты. Поезд идет по маршруту Белград — Младеновац — Лапово — Крагуевац — Кралево — Рашка — Косовска-Митровица, ожидаемое время в пути составляет 10 часов.
Официальные представители Сербии призывают не политизировать запуск маршрута.
«Это продление существующей линии от Кралева до Косовска-Митровицы, которая существует уже 10 лет, и не является никакой новостью в политическом смысле», — заявил журналистам директор сербской правительственной канцелярии по Косово и Метохии Марко Джурич. Сам он проехал на поезде до станции Топчидер в пределах Белграда.
Одновременно косовские албанцы, провозгласившие в одностороннем порядке в 2008 году независимость края, потребовали отмены маршрута, считая, что он угрожает «суверенитету» Косово.
Джурич в своем комментарии по этому поводу заявил, что не видит в поезде проблемы, тем более, что через центральную Сербию «мирно проезжают десятки автобусов и других транспортных средств албанских перевозчиков с Косово и Метохии, и у них не возникает никаких проблем». По его словам, любая принудительная задержка поезда на въезде в Косово и Метохию будет представлять собой нарушение прав человека и свободы передвижения граждан.
Поезд производства российского «Метровагонмаша» представляет собой дизельный состав из двух вагонов. Внутри он украшен изображениями фресок из четырех сербских святынь в Косово, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Это патриарший монастырь Печ, монастырь Високи Дечани, монастырь Грачаница и церковь Богородицы Левишки.
Снаружи состав оформлен в цвета сербского флага, на нем написаны названия сербских церквей, монастырей и средневековых городов в Косово. Также присутствует надпись «Косово это Сербия» на 21 языке, включая албанский.
Для маршрута установлен пробный период с 20 января по 26 февраля, в течение которого поезд будет ходить раз в неделю. После этого будет приниматься решение, станет ли линия регулярной. По словам Марко Джурича, билет в оба конца будет стоить 1,6 тысячи динаров (около 13 евро), тогда как билеты на автобус на этом направлении стоят в среднем 2,8 тысячи динаров (около 23 евро).
Фактически Белград потерял контроль над большей территорией своей южной автономии в 1999 году, когда в косовский конфликт на стороне местных албанцев вмешались силы НАТО, начавшие бомбардировки тогдашней Союзной Республики Югославия.
Тем не менее, в крае остаются десятки тысяч сербов, которые проживают обособленно в анклавах, а также в северной части Косово, примыкающей к центральной Сербии.
Самым популярным средством передвижения между Косово и центральной Сербией все это время оставались автобусы. Железнодорожное сообщение установлено, но оно ограничено: в Косовска-Митровицу из сербского города Кралево (150 километров к югу от Белграда) поезд ходит дважды в день.