Недавно, в ходе крупного форума по современным финансам Finnopolis Герман Греф пошутил, что любимой песней российских банкиров сегодня является «в комнатах наших сидят комиссары». Это романтическая баллада от имени белогвардейского офицера времен гражданской войны:
Четвертые сутки пылают станицы,
По Дону гуляет большая война.
Не падайте духом, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, налейте вина.
Где-то их тройки проносятся к «Яру»,
Луна равнодушная смотрит им вслед.
А в комнатах наших сидят комиссары,
И девочек наших ведут в кабинет
Греф тонко подметил схожесть ощущений офицеров царской армии во время разгула красного террора большевиков и простых российских банкиров сегодня. Нынешняя кампания ЦБ по «зачистке» российского банковского сектора продолжает набирать обороты. Только в 2015 году лицензии были отозваны у 51 банка. Крупнейшими из них стали «Банк Российский кредит» (45-е место), Пробизнесбанк (51-е место) и «СБ Банк» (85-е место).
Наиболее распространенной причиной отзыва лицензий в 2015 г. стала «высокорискованная кредитная политика» — из-за нее была прекращена деятельность 30 банков. «Сомнительные операции» были указаны в качестве причины отзыва лицензий у 27 кредитных организаций. 13 банков были уличены в выводе средств за рубеж. Всего отзывами лицензий с начала 2015 г. были затронуто более 384 тыс. вкладчиков по всей России. В этих условиях особое значение играет банковское регулирование и надзор, ведь и за «открытие глаз», и за «закрытие глаз» на нарушения проверяющие могут получить немалые деньги. Инспекторам ЦБ не вменяется следить за стабильной работой добропорядочных участников рынка, а поставлена задача выписать как можно больше предписаний и ограничений на прием вкладов у населения. При такой схеме принятия решений заражается вся система регулирования. От степени тяжести нарушения зависит суровость наказания и, соответственно, стоимость «закрытия глаз».
К примеру, давно ожидаемая и громкая отставка директора департамента банковского надзора ЦБ РФ Рубена Амирьянца, сегодня преподносится некоторыми СМИ как прорыв и часть процесса реформирования работы Банка России. Интернет изобилует публикациями о самых разных курьезах из его профессиональной практики, достаточно просто набрать его имя в поисковике.
Но гораздо более шумную реакцию вызвала информация о новом назначении Амирьянца – в комфортное кресло заместителя руководителя Агентства по страхованию вкладов. Более того, стало известно, что на новой должности он будет отвечать за ликвидации и банкротства банков — заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников, курирующий в настоящее време ликвидацию банков, передаст этот свой функционал Амирьянцу, и продолжит курировать только финансовое оздоровление банков. Таким образом становится понятно, что Банк России высоко ценит заслуги своего «кадрового офицера» и что его «карьера» далека от завершения. Получается, уже забыты скандальные истории об отзыве банковских лицензий у относительно благополучных банков – например, «Пробизнесбанка» — и вливании сотни миллиардов рублей в зияющие дыры банков, массово расхищавших деньги вкладчиков, таких как Банк «Траст».
Цель банковского надзора – обеспечение порядка и финансовой дисциплины банков, но было немало случаев, когда долгое время департамент Амирьянца до самого конца «не замечал» роста огромных финансовых дыр «МосОблБанка», «Траста» или Балтийского Банка. А позднее именно в отношении этих банков ЦБ принимал решения о выделение беспрецедентных сумм на санацию, тем самым как бы признавая свою вину за «недосмотр».
Вскоре после новости о новом назначении Амирьянца в кулуарах даже начали обсуждать, что в связке со своим старшим коллегой по ЦБ – Василием Поздышевым, Амирьянц сможет де факто управлять Агентством по страхованию вкладов, а генеральный директор АСВ Юрий Исаев станет формальным руководителем, во всем вынужденным консультироваться со своим влиятельным замом, несмотря на свой опыт работы в топ-менеджменте госкомпаний, организаций и даже комитета Госдумы по финансовому рынку.
Надо отметить, что Василий Поздышев – это уникальная фигура в руководстве ЦБ. Он получил образование во Франции, долгое время проработал во французской банковской группе BNP Paribas, является одновременно и российским, и французским подданным. Уже был замечен в лоббировании интересов «Рост Банка» и банка «Кедр», которые позднее благополучно попали под санацию. Также симпатизирует банку «Связной», который, несмотря на многочисленные нарушения нормативов ЦБ, продолжает свою работу.
В 2010 г. Поздышев был назначен заместителем председателя московского Сбербанка, а с февраля 2012 года он возглавил Департамент банковского регулирования Банка России. 5 мая 2014 года был назначен заместителем председателя Центрального банка РФ. Рассказывают, что при переходе из московского Сбербанка в ЦБ его заработная плата снизилась в 5 раз. Это удивительное явление уже принято объяснять непреодолимым желанием Поздышева всемерно бороться за чистоту банковского сектора, несмотря на обвинения недругов в курировании вывода нелегально нажитых российских капиталов за рубеж. Наверное, именно на таких, как Поздышев, держится благополучие нашей страны. По крайней мере, какой-то части наших сограждан, по тем или иным причинам опасающихся хранить свои накопления в России.
Интересно, что близкий Поздышеву влиятельный российский финансист — заместитель Министра финансов Алексей Моисеев, отвечающий за регулирование банковской деятельности также учился за границей и работал в BNP Paribas до перехода на высокую должность в министерство работавший в «ВТБ Капитале» — инвестиционной «дочке» Группы ВТБ.
Игроки банковского рынка делятся, что пара Поздышев – Амирьянц всегда очень успешно разыгрывала комбинацию «Хороший полицейский – плохой полицейский», когда Амирьянц раскапывал поводы для «наезда» и «кошмарил» тот или иной банк, а Поздышев помогал напуганным банкирам мирно «разрулить ситуацию». Деятельность Поздышева в ЦБ курирует Алексей Симановский, почтенный Первый заместитель Председателя Банка России, всегда аккуратно дистанцирующийся от вопросов о беспощадности банковского надзора ЦБ. Авторитетом для многих экспертов по банковскому регулированию в нашей стране также является другой зампред ЦБ – Михаил Сухов, являющийся членом Совета директоров Банка России с 26 января 2007 года. Он является профессором Академии народного хозяйства при правительстве РФ, членом редакционного совета изданий Банка России членом редколлегии журнала «Деньги и кредит», учрежденного Центробанком, входит в состав совета директоров Агентства по страхованию вкладов, а также выступил автором учебного пособия «Международные экономические отношения». Сухов уже достаточно давно отстранен от принятия решений по банкротствам и санациям, но трудно представить, что все они не знают ничего о природе странных решений Центрального Банка по отзыву банковских лицензий и многомиллиардных вливаний в избранные банки. Скорее всего, роли Сухова и Симановского сводятся к формированию нейтрального информационного фона вокруг Поздышева-Амирьянца в глазах Набиуллиной за скромный «стариковский процент».
Учитывая вышесказанное, может показаться, что у Центрального Банка России и так достаточно много проблем с коррупцией. Но как всегда, наша реальность даже превосходит любые ожидания. В целях централизации бюджетных расходов на оздоровление проблемных банков, Агентство по страхованию вкладов решило превратить свой дочерний банк «Российский капитал» в санатора. Главой этого банка был назначен Михаил Кузовлев, выходец из Группы ВТБ. Ранее он был направлен своей материнской организацией на выправление ситуации в «Банке Москвы», в результате чего тот уже больше не поднялся и сейчас проходит процедуру поглощения банком «ВТБ». «Российский капитал» должен производить оценку банков и участвовать в санации в случаях, когда от нее отказываются другие банки. В рамках этой новой стратегии банк был включен в программу докапитализации за счет ОФЗ на сумму 5 млрд рублей. Сейчас рассматривается вопрос увеличения этой суммы на 8 млрд рублей. Совсем недавно, ознакомившись со стратегией Кузовлева по развитию банка, Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сама предложила новоиспеченному «капитану» досрочно покинуть борт его проблемного «корабля». Набиуллину и Совет директоров «Российского капитала» смутили запрошенные Кузовлевым бюджеты и «шапкозакидательский» настрой по поводу рентабельности проблемных активов, которые «РосКап» собирался аккумулировать. Еще не начав полноценную деятельность, Кузовлев значительно повысил расходы банка на персонал и аренду новых помещений в центре Москвы. В первом полугодии 2015 года банк получил убыток 3,6 млрд рублей против чистой прибыли 86,2 млн рублей за аналогичный период прошлого года. Поэтому в отставке Кузовлева и не было ничего удивительного.
Удивительно было другое. Несмотря на жесткое изгнание Кузовлева, через несколько дней он был полностью восстановлен в должности. Невнятные формулировки официальных лиц, пытавшихся объяснить полный разворот ситуации, явно говорили о том, что в процесс принятия решения вмешались какие-то мощные внешние силы. Можно было бы долго гадать, кто же является могущественным покровителем Кузовлева, но жизнь учит находить простые ответы.
Если изучить биографию Кузовлева внимательно, то можно заметить, что он также успел послужить в «Пробизнесбанке», недавно прогремевшем с отзывом своей лицензии по всей России. Там же успели поработать и Рубен Амирьянц, и Василий Поздышев. Такие совпадения в биографиях редко бывают случайны и, возможно, мы имеем дело с молодой и амбициозной командой «королей» банкинга, которая устанавливает свои порядки в банковском регулировании. Стоит вспомнить, с какой спешкой недавно была отозвана лицензия «Пробизнесбанка» без особых видимых причин, а банки крупной финансовой группы «Лайф» были переданы на санацию банку «Российский капитал».
Дольше всего в своей карьере Кузовлев проработал под руководством главы «ВТБ» Андрея Костина и, скорее всего, именно он как «серый кардинал» разогнал тучи над головой своего протеже, конечно, с привлечением нужных связей в ЦБ и Минфине — Поздышева и Моисеева. Очевидно, именно Костин обладает достаточным влиянием и на ЦБ, и на АСВ и на само Министерство финансов, чтобы использовать «великолепную четверку» в составе Поздышева, Амирьянца, Кузовлева и Моисеева для выполнения нужных ему задач. Иначе не решились бы эти четверо так смело рулить государственной политикой и вершить свое «правосудие» в отношении такого огромного числа банков.
Насколько реальна связка команды деятелей финансового регулирования, мы вскоре сможем увидеть своими глазами. Ведь уже понятно, что проект с созданием мегасанатора на базе «Российского капитала» провалился, поэтому замешанный в нем Кузовлев постарается реализовать свои амбиции в вышестоящей структуре и предпримет все усилия, чтобы возглавить Агентство по страхованию вкладов. Однако он не сможет этого добиться в одиночку, и по тому, кто будет наиболее активно поддерживать его усилия, можно будет определить реальный состав его «бригады», если его патрон и партнеры по банковскому регулированию одобрят его порыв.
Как это часто бывает в нашей стране, ключевые посты в критически важных для финансовой системы страны институтах занимают тесно связанные между собой люди. Приходится констатировать, что власть в финансовой сфере страны оказалась узурпированной группой лиц, действующих как картель. Они решают, какие банки и на каких условиях продолжат свою работу, а какие будут ликвидированы или поглощены.
Уже сейчас понятен международный размах бригады: Василий Поздышев, обучавшийся и много лет работавший за границей — во Франции, Греции, Люксембурге, Великобритании — член международного Базельского комитета по банковскому надзору, у него есть даже свой кабинет с табличкой в швейцарской штаб-квартире комитета; Алексей Моисеев учился в США, и, как и Поздышев, работал в BNP Paribas; Рубен Амирьянц — уроженец Узбекистана, с группой специальных представителей его обширных деловых интересов в США; Михаил Кузовлев, «международник» по образованию, работал в Русском Коммерческом Банке (Кипр), и является председателем Делового совета ТПП РФ по сотрудничеству с Кипром – признанный эксперт по выводу российских капиталов в кипрские офшоры. В чьих интересах, кроме своих собственных, действует эта «бригада»? Ответ на этот вопрос должны дать правоохранительные органы.