С 1 сентября 2015 года Ассоциация воздушного транспорта (АЭВТ) планирует прервать осуществление перелетов компаниями из Российской Федерации. На официальном Интернет-ресурсе АЭВТ поясняется, что причиной таких мер стало вступление в силу нового положения закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».
Согласно нормам закона, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) и извлечение персональных данных граждан РФ должно осуществляться с использованием баз данных информации, расположенных на территории РФ. В настоящее время это положение не может быть реализовано в сфере гражданской авиации, в связи с чем АЭВТ направила письмо уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову.
«В настоящее время обработка персональных данных пассажиров в целях бронирования и продажи воздушных перевозок в гражданской авиации осуществляется с использованием глобальных распределительных систем, таких как: Amadeus, Gabriel, Sabre, Galileo, позволяющих осуществлять продажу билетов на рейсы российских авиакомпаний в различных странах. В этой связи выполнение требований, установленных Законом от 21 июля 2014 года № 242-ФЗ и в указанные им сроки, не представляется возможным, поскольку требует как минимум согласия провайдеров этих систем на их размещение в Российской Федерации», — говорится в письме.
В АЭВТ также напомнили, что у российских авиакомпаний заключено множество интерлайн и код-шеринговых соглашений с другими, в том числе зарубежными, авиаперевозчиками. Российские авиакомпании имеют договоры, обеспечивающие продажу авиаперевозок с помощью нейтральных агентов, которые в свою очередь используют в качестве инструмента для продажи глобальные распределительные системы. «Это означает необходимость обеспечения интеграции с десятками внешних информационных систем, расположенных по всему миру», — пояснили в ассоциации.
Генеральный директор компании Aviacassa.ru Максим Побережник считает, что из-за нового закона «British Airways, работающей в 150 странах, проще отказаться от российского направления, чем ломать голову над строительством собственного дата-центра в России, тем более что российские власти пока не объяснили, чего они ждут от игроков рынка».
Пока власти бездействуют авиаперевозчики стараются собственными силами решать надвигающуюся проблему. Как сообщил Коммерсант, в середине февраля уже прошло одно заседание крупнейших участников рынка, где рассматривались возможности о сохранности бизнеса после вступления нового закона в силу. Пока найдет только один способ: «закон можно обойти, если личную информацию собирать на территории России, затем отсылать ее за границу, где после совершения необходимых действий по бронированию или покупке она будет уничтожаться».