В конце апреля в европейской прессе прошла серия публикаций с громкими обвинениями в адрес Газпрома. Не дожидаясь окончания расследования, СМИ обвинили не только Газпром, но уже Россию и Путина в политическом давлении и диктате. По нашей просьбе колумнист портала эксперт Александр Геннадьевич Крюков прокомментировал противостояние Еврокомиссии и Газпрома.
В конце апреля тексты новостей в западной прессе буквально затрубили фразами: «Европейская комиссия наносит удар», «Еврокомиссия бьет прямо в сердце», «Европа напомнила, что достойна уважения», «Еврокомиссия ломает грозное оружие». На первый взгляд может показаться, что Евросоюз отражает атаку инопланетян, но речь идет всего лишь о вполне мирной антимонопольной практике. Правда, фигурант расследования такой, что у корреспондентов дух захватывает – это, ни много ни мало, «русский гигант Газпром»!
Естественно, что в контексте противостояния РФ и ЕС любой факт расследования против любой российской компании подхватывается репортерами на лету, обрастая в СМИ тысячей толкований. Тем более, когда речь идет о такой, безусловно, значимой для Евросоюза компании, как Газпром. Сегодня ажиотаж вокруг расследования раздут до такой степени, что в потоке страстей и эмоций трудно понять, в чем суть дела. С учетом этого я сначала коротко изложу факты, а затем перейду к анализу причин и возможных последствий.
Коротко о фактах
Антимонопольное расследование в отношении Газпрома инициировано в августе 2012 года. После более двух лет изучения его деятельности, 22 апреля 2015 года Еврокомиссия составила и отправила в центральный офис компании «Заявление о возражениях» (Statement of Objections). Это заявление представляет собой список возможных нарушений законодательства ЕС, которые, по мнению Еврокомиссии, Газпром допустил, работая на рынке ЕС. Собственно на этом факты исчерпываются, никаких решений никто не выносил, и отправка «Заявления о возражениях» не означает и не предопределяет окончательного результата расследования. У Газпрома есть 12 недель для выработки позиции и подготовки своих ответов. Окончательное решение будет вынесено после их изучения, сколько оно будет длиться — неизвестно, никаких ограничений по срокам не предусмотрено.
Что предъявляется Газпрому
В бюллетене Еврокомиссии значится следующее. Газпром является доминирующим поставщиком газа в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Ему принадлежит 50%-я, а в некоторых случаях даже 100%-я доля этих рынках. По предварительным выводам, Газпром препятствует свободной конкуренции на рынках газоснабжения в восьми странах: Болгария, Чехия, Словакия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша. Делается это следующим образом:
- Территориальные ограничения. Газпром считает, что российский газ не должен конкурировать с российским. Компания запрещает экспорт своего газа, требует использовать его только на определенной территории и фиксирует в контрактах точки подвода газа на границах;
- Газпром сегментирует рынок ЕС. Это означает, что цены отличаются для разных стран, и различие зависит не только от издержек. Еврокомиссия считает, что ценовые уровни были несправедливо установлены в пяти странах: Болгария, Эстония, Латвия, Литва и Польша;
- Газпром увязывает поставки с условиями, не имеющими отношения к поставкам. Например, продвижение своих проектов, инвестиции в трубопроводы.
Все это, по мнению ЕК, является нарушением ст.102 Договора о функционировании Европейского Союза – ДФЕС (TFEU). Статья 102 запрещает ДФЕС злоупотребления доминирующим положением на рынке, которые могут повлиять на торговлю между государствами-членами ЕС. Комментируя выдачу «Заявления» Еврокомиссар по антимонопольной политике, Маргрет Вестэгер подчеркнула, что на европейском рынке все компании, независимо от того, европейские они, или нет, должны играть по правилам ЕС».
Справедливости ради надо отметить, что по аналогичным нарушениям Еврокомиссия уже привлекала к ответственности европейские газовые компании GDF (Gaz De France), EDF и E.ON.
В случае если Еврокомиссия примет окончательное решение против Газпрома, ему грозит штраф до 10% от годового оборота на рынке ЕС, для российского поставщика эта сумма может достигнуть 10 миллиардов долларов.
Политизация и инсинуации
До окончательного решения еще очень далеко, но старые «друзья» России довольны уже самим фактом наличия претензий. По их мнению, Еврокомиссия все затеяла только для того, чтобы отомстить России за «обиды» Грузии, Польши, Литвы и, конечно же, Украины. Настроение этой части Европы радостно выразила президент Литвы мадам Грибаускайте. Она торжественно объявила, что «эпоха прокремлевского политического и экономического шантажа подходит к концу». При этом Литва успела сочинить свой иск в Стокгольмский арбитраж, жалуясь на «переплату» в 1,6 миллиарда долларов. Шаг, в общем-то, понятный, поскольку, если штрафы и будут, то они пойдут в кассу ЕС, а не Литвы.
О чувствах свободной прессы можно уже не говорить, цитаты я приводил в начале статьи. В целом читателю все подается как вызов цивилизованной Европы не Газпрому, а еще более огромному и коварному Путину. Многие говорят, опасность так велика, что совершенно неизвестно, чем все закончится. Французская «France info» даже восхитилась храбростью Еврокомиссии, предупредив о рискованности этой схватки, она гордо заявила, — «это делает честь Европейской комиссии». Одним словом, Европа прощается с героями, уходящими в смертельный бой.
С Российской стороны трагизма меньше. Газпром отреагировал очень сдержанно, правительство заявило, что ждет беспристрастного расследования, СМИ страстей не распаляло. Несмотря на это, значительная часть пользователей интернета считает, что все связано с украинским конфликтом. При этом все как-то забывают о том, что расследование началось за два года до его начала.
Крохотное зерно истины
Доля истины в споре Европы против Газпрома заключается в классических противоречиях развития. С одной стороны, есть схема и практика поставок, сложившаяся еще до создания Евросоюза. С другой стороны, есть меняющееся законодательство ЕС и соответствующая практика применения. Естественно, Евросоюз совершенствует свои законы, не учитывая интересов Газпрома. На определенном этапе между старыми схемами, практикой контрактов и новыми требованиями ЕС возникают противоречия. Они должны быть изучены и устранены путем компромиссов. Скорее всего, так произойдет, поскольку иное сегодня невозможно. Европе реально нужен российский газ, закрывающий треть ее потребностей, а России нужны солидные платежи в бюджет. Всевозможные «политические составляющие» не имеют под собой рациональной основы, и потому недолговечны.
Материал подготовил финансовый аналитик Александр Геннадьевич Крюков, специально для портала «РосРегистр»
Интересно было бы узнать, Александр Геннадьевич, а что было, если взять и отключить страны со 100% потреблением российского газа от поставки: Болгарию, Эстонию, Финляндию. Как бы развернулись бы у них отношения с Брюсселем и вообще оставалось бы желание продолжить свое участие в ЕС? Много как-то претензий, ждут послабления от РФ. Ведь мы пониманием, что это давление ради того, чтобы РФ дала послабление и открыла ворота для импорта, который на западе некуда девать и ведет многих к нехорошим результатам. Ваши рассуждения как всегда интересны.