Сценарий Центра развития НИУ ВШЭ, в котором экономика России сократится к 2015 году, прописан на основе хорошего анализа статистики базовых отраслей Росстата и неутешительного прогноза среднегодовой цены нефти. Ожидания же в правительстве относительно возвращения роста ВВП к концу года на основе наметившейся в июне стабилизации частного спроса и выпуска, базируются на принятых и намечаемых к дальнейшей реализации мер, не нашедших полного отражения в данной статистике. Скорее всего, их воздействие в силу больших масштабов и определенной инерционности экономики, может сработать ближе к концу года. Об этом заявил профессор Института МИРБИС Владимир Уколов, комментируя 27 июля корреспонденту РосРегистр экономическую ситуацию в стране.
В июле состояние российской промышленности заметно не изменилось, что может свидетельствовать о продолжении вялотекущего «кризиса образца 2015 года», предполагают текущие конъюнктурные исследования Росстата, ИЭП имени Егора Гайдара и Высшей школы экономики. Прогнозы спроса и выпуска ушли в минус, число увольнений и отпускные цены в июле 2015 года, по этим оценкам, выросли, при этом более двух третей руководителей довольны финансово-экономическим положением своих компаний. Такая стабильность экономистов настораживает: затяжной стагнации, начавшейся с 2013 года, они бы предпочли рецессию — выход из нее экономики более очевиден.
Данные статистики за июнь дали повод говорить о возврате экономики на траекторию стагнации. К такому выводу пришли авторы бюллетеня «Комментарии о Государстве и Бизнесе» из Центра развития НИУ ВШЭ. По итогам второго квартала, по оценке экспертов, российский ВВП снизился на 5-5,5% в годовом измерении. Если на этом падение прекратится, то в целом за 2015 год спад ВВП составит 4,8%. В июне индекс производства в базовых отраслях экономики со снятой сезонностью вырос на 0,2%, после того как в январе-мае темпы его падения составляли в среднем от 1,2% до 1,5% в месяц.
Кроме того, в пользу гипотезы о прекращении спада говорит отмеченное впервые за много месяцев улучшение предпринимательских ожиданий, которое было зафиксировано исследователями как из НИУ ВШЭ, так и из Института Гайдара.
Текущая бюджетная ситуация оставляет мало возможностей для поддержки спроса. Дополнительные доходы бюджета, полученные в первом полугодии, лишь позволяют уменьшить дефицит и расширяют возможности для увеличения кредитов регионам, но не для роста расходов. Наконец, после недолгой передышки риски для экономики со стороны платежного баланса вновь усиливаются. По итогам ядерной сделки с Ираном, вероятно, произойдет дальнейшее снижение цен на нефть, которое вместе с сопутствующим ему обесценением рубля и низким спросом будет ограничивать импорт.
С учетом всех этих негативных факторов аналитики ВШЭ считают весьма вероятной реализацию негативного сценария, который предполагает затяжной характер рецессии в стране. Чуть раньше бюллетеня Центра развития увидел свет доклад, подготовленный Центром макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка и посвященный влиянию внешних шоков на экономику России.
Эксперты рассмотрели четыре основных важнейших международных события: кризис в Греции, лопнувший пузырь на рынке акций Китая, соглашение по Ирану и снятие санкций со страны, повышение ставки ФРС. Аналитики ЦМИ ожидают, что замедление роста экономики Китая снизит, в свою очередь, и спрос на нефть. Однако вряд ли последний окажется ниже, чем в прошлом году. Эффект на мировые цены на металлы, вероятно, окажется более заметным — ведь Китай является крупнейшим потребителем меди и железной руды. При всей позитивности снятия санкций с Ирака в принципе легко прогнозируется шок со стороны предложения на рынке нефти. Более того, этот фактор — практически немедленного действия.