Стало известно, что для функционирования Национальной системы платёжных карт (НСПК) станут применять исключительно софт отечественного производства. Такую информацию рассказали официальные представители пресс-службы НСПК. Сотрудники компании пояснили, что специалисты по созданию и координируют работ системы, разработают платёжный сервис собственного производства. Он будет функционировать в паре с микрочипом, установленным на каждой карте «Мир».
В феврале 2015 года замначальника отдела Центра защиты информации Федеральной службы безопасности (ФСБ) Владимир Простов раскритиковал идею НСПК использовать на своем оборудовании криптографические модули британско-французской компании Thales. Кроме того, в декабре 2014 года сообщалось, что софт для НСПК разработает «дочка» бельгийской компании Openway.
— Вопрос в том, почему НСПК использует не российские аналоги, а иностранные [в своем программном обеспечении], — отметил Простов, выступая в Магнитогорске в рамках Уральского форума по информационной безопасности банков. — ФСБ понимает позицию НСПК с точки зрения установки оборудования, из-за того что отечественные аналоги еще недостаточно хорошо зарекомендовали себя на рынке. Но они существуют, и лучше использовать их, чтобы снять риски по безопасности.
В НСПК «Известиям» сообщили, что используют в работе отечественное ПО собственной разработки.
— В НСПК применяются российские системы безопасности, свое программное обеспечение, созданное командой разработчиков внутри компании, — пояснили в компании. — Операционно-технологическая платформа, на которой базируется операционный процессинговый и клиринговый центр НСПК, — это уникальный продукт, созданный в России разработчиками и технологами НСПК.
Представители компании признаются, что процессинг для нового нацпроекта (проект начат в 2014 году после проблем с обслуживанием карт Visa и MasterCard, эмитированных банками, попавшими под санкции) разрабатывался с привлечением бывших сотрудников российского представительства OpenWay — в частности, Антона Корытова, это бывший гендиректор российского представительства упомянутого разработчика OpenWay, и двух его партнеров. Как следует из ЕГРЮЛ, Корытов, а также Григорий Гительсон и Анна Таратынова являются соучредителями ООО «Опенвэй интеграция» («ОВ Интеграция»; зарегистрировано в октябре 2014 года) и ООО «Опенвэй решения» (создано в июле 2014 года) — в последней фирме 1% принадлежит российской «дочке» OpenWay, ООО «Опенвэй сервис». В НСПК отметили, что отношения оформлялись через «Опенвэй решения».
— Все исходные коды программного комплекса сейчас принадлежат НСПК, — подчеркнули в пресс-службе компании. — Для микропроцессорной карты (чипа) будет использовано собственное платежное приложение, совместимое с международными стандартами и форматами. ПО полностью независимо. Итоговый продукт уникален и самостоятелен и на текущий момент имеет опосредованное отношение к «Опенвей». Сейчас это всё наше — принадлежащий нам код, знания по тому, как выстроена система, какая у нее логика, мы в состоянии ее развивать и обеспечивать поддержку.
Представитель OpenWay не ответил на запрос «Известий» о том, что думают в компании об избранной схеме сотрудничества. В ФСБ также не смогли сказать, довольны ли успехами НСПК.
В НСПК отмечают, что компании пришлось получать лицензию на использование в коммерческом продукте языка программирования Java (принадлежит американской корпорации Oracle). Каких-либо сумм издержек на разработку программного обеспечения в НСПК не раскрывают. Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов оценил стоимость создания ПО для НСПК в сумму $5–10 млн. Впрочем, эти деньги не так уж велики в сравнении с вложенными в весь проект средствами (текущий уставный капитал НСПК — 4,3 млрд рублей).
— По итогам 2015 года компания может получить прибыль, — говорил в апреле первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский. — У нас уже работают два процессинговых центра, то есть фактически мы реализовали проект. Сейчас расходы будут на создание платежного приложения, разработку чипа. Это уже несопоставимые расходы, то есть основные расходы, основные капитальные затраты мы уже провели. Я допускаю, что даже по итогам этого года НСПК может выйти на прибыль (по итогам 2014 года получен убыток в 90,4 млн рублей).
В настоящее время сотрудниками компании уже активно осуществляется разработка собственного платежного приложения, способного активно взаимодействовать с микропроцессорным чипом, установленным в отечественных платежных картах «Мир».
В руководстве компании уже признали тот факт, что создание собственной системы потребовало приобретения лицензии на использование языка программирования Java у американской компании. Таким образом, Java задействуют при разработке коммерческого продукта.
Выпуск карт «Мир» запланирован на декабрь 2015 года. Также НСПК заключает соглашения, чтобы карты «Мир» были связаны с другими платежными системами, что обеспечит возможность пользования ими по всему миру.