Вуди Аллен, которому в декабре исполнится 80 лет, продолжает выдавать по фильму в год. Новая, 45-я по счету, картина смешно рассказывает о конфликте философии с жизнью и сложной европейской традиции с современным американским сознанием.
Иррациональный человек
В маленьком колледже в Новой Англии с интересом ждут нового профессора философии — репутация бабника, алкаша и блестящего знатока Кьеркегора с Хайдеггером намного опережает самого Эйба Лукаса (Хоакин Феникс). По прибытии выяснится также, что Лукаса всюду опережает выдающееся брюхо — а Хайдеггер, Кьеркегор и тяжесть бытия давно прибили его к депрессии, импотенции и дну бутылки. Вот только разве такое когда-то останавливало заинтересованную женщину? А на Эйба запали сразу две — пьющая и недовольная мужем коллега-химик (Паркер Поузи) и его лучшая студентка (Эмма Стоун).
При этом «Иррациональный человек» и персональный кризис интеллигента непременно выльется в ироничную достоевщину. Это классический Вуди Аллен — и прелесть этого фильма, как и отличия от всех предыдущих картин мастера, в деталях. В ловком переходе от фельетона к фарсу. В том, как подбор актеров, от Феникса с его маниакальным взглядом до раздражающей позитивизмом Стоун, превращает анекдот в панегирик всему, такому нелепому человечеству. В том, что Аллена, которому в этом году исполняется 80, преступления и проступки человечества, его иррациональность, по-прежнему сильно задевают за живое. В том, сколь бездонны запасы едкости Вуди.
Поначалу кажется, что Аллен снял очередную комедию о межпоколенческом романе — Фениксу 40, его студентке Джилл (играющая во втором фильме режиссера Эмма Стоун сменила его предыдущую музу Скарлетт Йоханссон) чуть за 20. Вокруг преподавателя, впрочем, кружится как орлица коллега Рита (Паркер Поузи), несчастная в браке сплетница, которая знает, что путь к сердцу мужчины лежит через бутылочку виски. Но секс не радует Эйба. Наоборот, удары судьбы (выпившая отбеливатель мать-самоубийца, подорвавшийся на мине друг, много алкоголя) сделали из него импотента. Нужно срочно вернуть свое моджо, и женщины уже не помогают. Очень вовремя Эйб с Джилл подслушивают в дайнере жалобы одной несчастной, у которой судья отобрал детей, потому что дружит с ее бывшим мужем. Эйбу приходит в голову идея, которая может появиться только у читавшего Канта, Кьеркегора и Достоевского: совершить идеальное убийство, избавить жертву от мерзкого судьи, сделать мир хоть чуточку лучше.
Так комедия про любовный треугольник, одна сторона которого попахивает неуставными отношениями преподавателя со студенткой, а стало быть, скандалом, превращается в детектив с убийцей — главным положительным героем, но Аллен не был бы собой, если бы не подвел под сюжет адаптированную мораль из философских трудов, прочитанных им в молодости: как только мечта о лучшем мире сталкивается с приземленной реальностью и любимая начинает догадываться о том, кто же убил судью, витающий в облаках профессор невольно вынужден встать на преступный путь снова — одно покушение ведет к другому и так до бесконечности, пока не вмешается случай и не поставит конец его мучениям. Возможно, невинные студентки с широко раскрытыми от восхищения глазами и поддаются очарованию европейской философии, но только пока она им удобна. Поэтому и стоит предположить, что Аллена, который каждый фильм посвящает любимому писателю или философу молодости (в предыдущих фильмах «Жасмин» и «Магия лунного света» это были Теннесси Уильямс и Бернард Шоу), должна раздражать современная молодежь — вместо того, чтобы разделить восторг с любимым от идеально совершенного убийства, студентка побежит в полицию.