Фонд в поддержку демократии «Голос» признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции России. Об этом сообщает «Интерфакс».
По результатам проведенной проверки, в ведомстве подтвердили факт зарубежного финансирования фонда. В то же время в самой организации заявили, что ее деятельность фактически прекращена, несмотря на то, что фонд еще не был ликвидирован.
«Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве внеплановой выездной проверки», — говорится в сообщении.
Сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц сообщил, что руководство фонда «Голос», скорее всего, ликвидирует организацию после внесения ее Минюстом в реестр НКО—иноагентов. По его словам, работать с организацией дальше не планируется. «Возможно, будем ее ликвидировать, потому что мы просто про нее забыли. Видимо, сейчас придется это сделать просто за ненадобностью. Никто не планирует дальше с этой организацией работать, она не нужна»,— цитирует его «РИА Новости».
Внесение Фонда в поддержку демократии «Голос» в реестр НКО-»иностранных агентов» эксперты и правозащитники оценили неоднозначно: одни считают, что такое решение Минюста обоснованно, другие полагают, что оно лишь доказывает несовершенство закона об «иноагентах».
В пятницу стало известно, что реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, пополнил Фонд в поддержку демократии «Голос». В руководстве движения «Голос» сообщили, что это старая организация, которая не работает с 2012 года, не получает никакого иностранного финансирования и существует формально — «на бумагах».
Фонд «не функционирует и, естественно, не получает никакого финансирования», сказал Интерфаксу руководитель движения «Голос» Григорий Мелконьянц. Он предположил, что минюст решил внести недействующий фонд в список иностранных агентов, поскольку вынужден убрать из него ассоциацию «Голос».
По словам Мелконьянца, юристы движения будут обжаловать решение минюста в установленном порядке, хотя организация, названная в его решении, не действует. В июле «Голосу» были возвращены 400 тыс. рублей штрафа за отказ от добровольного зачисления в реестр.
Как сообщал «Ъ», Минюст разработал поправки, согласно которым закон «О некоммерческих организациях» (НКО) должен регулировать деятельность фондов, ассоциаций, адвокатских палат и еще пяти типов НКО. Из-под действия этого закона Минюст выводит общественные объединения, в будущем ведомство планирует подготовить для них особые правила, в том числе контроля, но не поясняет, коснутся ли они политических партий.
Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева отметила, что в последнее время список «иностранных агентов» пополняется очень активно, скоро в этом списке будет уже 90 организаций — это, нередко, самые активные, деятельные организации в России, добавила она.
«Что касается «Голоса», понятно наступление на различные ответвления этой организации, — скоро нам предстоят выборы, а «Голос» следит, чтобы выборы проходили честно, без фальсификаций, наверное, хотят, чтобы поменьше было таких организаций», — полагает глава МХГ.
В ноябре 2012 года закон обязал финансируемые из-за рубежа политические НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов. В июне 2013 года Минюст получил право признавать НКО иностранными агентами по собственному усмотрению. Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его, в том числе, в Европейском суде по правам человека.