В новом исследовании университета Упсалы говорится, что у рыб в личиночной стадии, контактирующих с микропластиковыми частицами в процессе развития, меняется поведение, замедляется рост и повышается уровень смертности.
Свои выводы ученые представили в журнале Science. Исследователи выяснили, что личинки окуня, имевшие доступ к микропластику, ели только его, игнорируя свой естественный источник пищи в виде свободно плавающего зоопланктона. Подобные частицы (размером менее 5 мм), как отмечает phys.org, попадают в океаны и накапливаются в больших количествах в мелких прибрежных зонах. Ученые все больше беспокоятся, что микропластик угрожает работе водных экосистем. Однако их сведения о воздействии отходов на водную фауну ограничены. В данном исследовании специалисты впервые показали, что микропластиковые частицы угрожают развитию рыб.
«Мальки, развивающиеся в различных концентрациях этих отходов, демонстрируют меньший уровень выживаемости и аномальное поведение. Уровни микропластиковых частиц, проанализированные в этом исследовании, такие же, как мы обнаружили в разных прибрежных регионах Швеции и других стран», — говорит морской биолог Уна Лоннштедт – ведущий автор статьи.
Личинки окуня, столкнувшиеся с микропластиковым полистиролом, остановились в росте. Авторы выяснили, что это было связано с пищевыми предпочтениями. Рыбы ели только пластиковые частицы, игнорируя зоопланктон.
«Мы впервые видим, что животные сами выбирают в качестве питания пластик, и это вызывает опасения», — отметил соавтор исследования профессор Питер Еклов.
Микропластик также снижал активность личинок рыб, делая их более легкой добычей для хищников. Более того, особи в загрязненной среде переставали реагировать на запах охотников вроде щук. Личинок, проживающих в загрязненной пластиком среде, съедали в 4 раза чаще, чем особей из контрольной группы. Все мальки, контактировавшие с микропластиком, умерли в течение 48 часов.
Выводы исследования указывают на экологическую значимость ранее недооцененного эффекта от таких отходов. Они также говорят о необходимости поиска новых стратегий по очистке вод от микропластика или перехода на биоразлагающиеся продукты.