В Московском «Театре мюзикла» состоялась премьера рок-оперы «Преступление и наказание». Спектакль поставил Андрей Кончаловский, композитором выступил Эдуард Артемьев — автор музыки к фильмам Кончаловского, Михалкова и Тарковского. Работа над рок-оперой продолжалась больше 30 лет. А ее завершение поразительным образом совпало с 150-летием романа Достоевского, которое отмечается в этом году.
Раскольников пишет электронные письма – под взором вождя пролетариата, старуха-процентщица выбивает долги у станции метро «Сенная площадь», а Соня Мармеладова завлекает новых русских в малиновых пиджаках. Поставить рок-оперу по роману «Преступление и наказание» Андрей Кончаловский мечтал тридцать лет. Ровно столько режиссер ждал, пока будет написана музыка.
«Для Эдуарда Артемьева это была наиболее сложная и мучительная работа, потому что найти эквиваленты в таком жанре для Достоевского сложно, и к тому же мы хотели делать эту вещь о молодом человеке, для молодых людей», — признался Кончаловский.
Этой постановки ждали почти 30 лет. Андрей Кончаловский задумал ее в 1979 году. Долго ждал музыку от Эдуарда Артемьева. 10 лет назад вышел диск с трехчасовой оперой композитора. Стало понятно: огромная многослойная партитура, рассчитанная на масштабный оркестр, – не для поклонников мюзикла. Путь к сегодняшней премьере – это поиск компромиссов, сокращений, переработок либретто. Но режиссер доволен. На редкость разговорчив с журналистами, в хорошем расположении духа и шутлив.
На сцене 60 человек – столько же трудятся за ней. Масштабные декорации заказывали в Лондоне: они с модным нынче мэпингом – сложными проекциями. Позади – и многоэтапный кастинг артистов. Только на Сонечку Мармеладову пробовалось полторы тысячи девушек.
Какие только эпохи не столкнулись в рок-опере «Преступление и наказание». Крестьянские телеги, гармошки и корзинки с бубликами – это только начало. На сцене уже висят портреты Ленина и Че Гевары, а в конце мы увидим спецназовцев и автозаки.
Но создатели говорят, скорей, о безвременье и намеренном смешении стилей и жанров. За каждую линию из романа Достоевского отвечает своя музыкальная тема. Смешались в кучу рок, оперные арии, фолк, рэп и романсы.
«Я понял, что рок-стилистика – Достоевский настолько шире и глубже! Столько пятен оставляет. Это целый пласт, срез русского общества. И тогда мне пришла мысль: пусть будет гармошка, не просто имитируя, а нормальный гармонист. И так поехало», — рассказывает композитор, народный артист России Эдуард Артемьев.
«Среда, где трагическое сочетается с комическим, даже с сарказмом. Достоевский это делает прекрасно. Чехов еще лучше. Поэтому полижанровость в этой вещи очень важна. Это музыка и улицы и консерватории», — отмечает режиссер, народный артист России Андрей Кончаловский.
Философию постановки создатели подчеркивают. Мол, остро, болезненно и порой патетично звучат здесь вечные темы насилия, рабства, преступления и наказания. Но лучше всего забыть на время о Федоре Михайловиче и просто наслаждаться увлекательным и качественным зрелищем.
«Среда, где трагическое сочетается с комическим, даже с сарказмом. Достоевский это делает прекрасно. Чехов еще лучше. Поэтому полижанровость в этой вещи очень важна. Это музыка и улицы и консерватории», — отмечает режиссер, народный артист России Андрей Кончаловский.
Раскольников здесь рок-певец. Хочет убить старуху процентщицу – коварную «мамочку» проституток. Среди барышень будто из фильма «Интердевочка» – замечает и Соню. Оказалось, монологи Родиона Романовича о тварях дрожащих идеально ритмично ложатся на рэп.
«Книга получилась тенью того, что мы имеем. Персонаж также злободневно чувствует все проблемы нынешнего общества, тоже хочет спасти людей, но Раскольников поставлен в другие обстоятельства», — говорит артист Александр Казьмин.
Отметим, по состоянию на май 2013 года, Кончаловский написал тридцать четыре сценария, в качестве режиссёра снял двадцать семь фильмов, поставил восемь спектаклей, в том числе пять опер, несколько массовых представлений, опубликовал шесть книг и более ста публицистических статей.
Народный артист РСФСР (1980). Президент киноакадемии «Ника». В 2014 году был удостоен «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за режиссёрскую работу в экзистенциальной драме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».