Видео смотреть бесплатно

Смотреть русский видео

Официальный сайт mydebut 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Разное > Трагедия на атомной подлодке К-431 — чему научила россиян авария?

Трагедия на атомной подлодке К-431 — чему научила россиян авария?

лодка

Ровно 30 лет назад произошел «тихоокеанский Чернобыль» — в бухте Чажма на атомной подводной лодке К-431 взорвался ядерный реактор. Как это происходило и к чему привело, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Спустя сорок лет после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и за год до аварии на Чернобыльской АЭС имело место еще одно происшествие, в очередной раз поставившее под вопрос использованием «мирного атома» в военных целях. Инцидент, о котором пойдет речь, произошел на судоремонтном заводе ВМФ в бухте Чажма на базе Тихоокеанского флота СССР. Все началось с того, что летом 1985 года атомная подводная лодка К-431, которая являлась носителем крылатых ракет, истощила запас своего атомного топлива и отправилась в бухту Чажма для «дозаправки», в ходе которой специалисты должны были произвести замену отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов.

«За четверть века существования атомоходов флотский люд к «атому» попривык и, несмотря на тяжелые ядерные аварии на К-19 или на К-27 (да мало ли их было?), с ядерной энергетикой стал общаться на «ты», — вспоминал советский офицер-подводник Николай Черкашин. По воспоминаниям Николая Черкашина, «все делалось так, как требуют строжайшие инструкции и наставления по проведению подобных работ».

Для того чтобы выполнить замену отработанного ядерного топлива, надо было снять крышку реактора — полутораметровый стальной цилиндр толщиной в человеческий рост. Между крышкой и корпусом реактора находится круговая красномедная прокладка, которая за годы эксплуатации «прикипает» к стальным окружьям так, что требуется специальное устройство для подрыва крышки, которые называется гидроподрывателем. «Как и все большие беды, трагедия Чажмы началась с мелочи — с обломка электрода, попавшего под красномедную прокладку», — вспоминал Николай Черкашин.

Вместо того, чтобы собственноручно заниматься проверкой каждого из этапов процедуры, руководящий офицер поручил выполнение этой обязанности мичману, который не уследил за происходящим.

Таким образом, когда замена 180 стержней уже была произведена, процесс поднятия крышки реактора подлодки надо было повторить. Поскольку моряки не хотели проблем, то решили сделать все сами и не стали прибегать к помощи Технического управления флота, представители которого должны были бы проследить за операцией и составить протокол. Вместо этого моряки сняли крепления с крышки реактора, и кран плавучей мастерской начал поднимать ее. При этом вместе с крышкой поднялась компенсирующая решетка и остальные поглотители. Тут-то и произошла фатальная ситуация — с моря прибыл торпедолов и прошел по бухте, что вызвало волны, которые качнули плавучую мастерскую с краном. В результате крышка реактора была выдернута со всей системой поглотителей на еще большую высоту, и реактор вышел на пусковой уровень, в результате чего и произошла цепная реакция.

Тушением подводной лодки занимались работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. Естественно, что ни специальной одежды, ни специальной техники у них не было. При этом им удалось побороть пожар за два с половиной часа, а специалисты из аварийной бригады приехали лишь по прошествии трех часов после взрыва. Более того, на протяжении нескольких часов ликвидаторам не могли выдать свежие комплекты одежды взамен зараженных.

На третий день после трагедии на территории завода нашли золотое обручальное кольцо одного из погибших, по которому установили, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90 тыс. рентген в час. Для сравнения — это втрое больше, чем при аварии на Чернобыльской атомной станции.

«Если бы после катастрофы в Чажме прозвучали правдивые доклады вплоть до Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя правительства СССР или хотя бы до Министра Обороны СССР — уверен, что тогда были бы приняты организационные меры, в том числе созданы комиссии по проверке всех ядерных объектов СССР, по проверке компетентности, технической культуры персонала таких объектов. Тогда и на Чернобыльской АЭС были бы сделаны выводы из катастрофы в Чажме и, возможно, не пришел бы черный для всей планеты день — 26 апреля 1986 года», — вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов.

Всего при взрыве ядерного реактора, который в официальных документах именовали «хлопком», пострадали 290 человек. А последствия этого взрыва ощущаются до сих пор. Хотя в 1995 году правительство выделило 36 млрд руб. на ликвидацию последствий катастрофы, официально о ее масштабах по-прежнему не говорят.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это интересно

Читайте также

Смотреть видео онлайн

Видео скачать на телефон бесплатно