Крупнейшие соцсети России испытывают кризис роста. Популярные всё время своего существования ресурсы перестали набирать новых подписчиков. Аудитория «ВКонтакте» и «Одноклассники» демонстрирует статичные показатели, а сами приложения топчутся на месте и не прогрессируют. Совсем по другому чувствуют себя менее известны ресурсы, численность посетителей которых неуклонно растёт.
Компания TNS составила статистику посещаемости российских социальных сетей за период с ноября 2012 по апрель 2015 года. Общая тенденция такова, что практически для всех популярных сервисов количество граждан России, заходящих с компьютеров на сайты соцсетей, перестало расти. Однако наблюдается определенная сегментация аудитории – увеличивается посещаемость некоторых менее популярных сетей.
По данным TNS лидерство на рынке соцсетей сохраняет только «ВКонтакте». Сайты Facebook, «Одноклассники» и «Мой мир» показывают тенденцию к снижению посещаемости. Спад посетителей у сети «Мой мир» наиболее заметен – к началу 2015 года она спустилась на четвертое место с третьего, уступив свою позицию Facebook.
В группе сервисов второго порядка активный рост показывает Instagram. Его месячная посещаемость взлетела с 2 миллионов уникальных пользователей в ноябре 2012 года до 11 миллионов – в апреле 2015. Максимума Instagram добился в ноябре 2014 года с показателем 13,3 миллиона человек. Интересным является тот факт, что в период кризиса конца 2014 года увеличением аудитории отметились многие социальные сети.
Руководитель аналитического центра Brand Analytics Светлана Крылова поясняет, что на сегодняшний день Instagram является самой быстро растущей и динамичной сетью. По сравнению с нею «ВКонтакте» уступает по росту. Однако происходит процесс нишевания – образуются и развиваются сети узкой тематической и профильной направленности, создаются форумы.
Хорошую динамику показывают и другие сети «второго эшелона». Например, российская аудитория LinkedIn за прошлый год выросла на 50%, хотя она, по сути, невелика – всего около 3-х миллионов человек. Сервис Twitter практически не вырос. Статистика показывает, что в конце 2012 года его посещали ежемесячно 10 миллионов человек, а в апреле 2015 – 10,8 миллионов. Тем не менее, по данным Brand Analytics, весной 2015 года Twitter занял второе место после «ВКонтакте» по количеству написанных сообщений с показателем 202 миллиона постов против 287 миллионов соответственно. Однако даже при таких параметрах российский Twitter имеет 1,5 миллиона активных авторов (кроме ботов), а «ВКонтакте» — 21,5 миллионов. В конце зимы 2015 года в тройку лидеров ворвался Facebook, потеснив с третьей позиции «Мой мир».
Интересно мнение Германа Клименко, одного из авторов статистического агентства Liveinternet, который утверждает, что соцсети будут терять свою популярность в ближайшем будущем. Рост возможен только при условии завоевания молодой аудитории, приходящей в интернет и впервые регистрирую