Замаскированные пирамиды наносят существенный вред обществу, они отнимают деньги у граждан, создают проблемы для добросовестных компаний, заполняют рынок бесполезной и ненужной продукцией. В Российской Федерации закон, позволяющий эффективно выявлять мошенников, еще не принят, поэтому граждане должны уметь это делать самостоятельно. Помочь им в этом должны списки признаков скрытых пирамид, имеющиеся на сайте российской Ассоциации прямых продаж.
Списки признаков на сайте АПП, а также на официальных сайтах компаний прямых продаж, безусловно, полезны, но их можно дополнить еще одним-двумя важными пунктами. Это связано с тем, что в имеющихся списках указываются главным образом финансовые и организационные отличия, но почти ничего не говорится о самом товаре. Хотя, именно наличие товара превращает обычную схему в скрытую пирамиду.
В этой точке образуется одно из принципиальных отличий между добросовестными компаниями прямых продаж и замаскированными под них мошенническими схемами. Суть его в том, что продукт у них не может быть одинаков. У одних он предназначен для людей, и производится для продажи на остроконкурентных рынках, а у других служит для формального прикрытия от правоохранительных органов.
Товар для маскировки
В скрытых пирамидах само предназначение продукта предъявляет к нему очевидные требования. Поскольку он нужен только для маскировки, то главное требование — товар не должен обременять организаторов серьезными расходами. Затраты на производство (приобретение), упаковку, транспортировку должны быть минимальны.
Общие характеристики
Из главного требования автоматически следует, что товар должен быть простым, легким и компактным. Это может быть все, что угодно, любая мелочевка — брошюры, снадобья, «полезные» аксессуары. Продукт должен быть очень прост в изготовлении, так как нет никакого смысла тратить время и деньги на разработку, а затем еще и вкладывать средства в оборудование, набирать персонал и пр. Пирамиды создаются не для выпуска конкурентной продукции, а с совершенно другими целями. Поэтому очень хорош для маскировки виртуальный продукт — всевозможные приложения, расширения, какие-то программные инструменты. Для их тиражирования вообще не требуется никаких, даже примитивных цехов.
Сложность объективной оценки стоимости, эффективности, качества
Желательно, чтобы маскировка отвечала еще одному требованию — сложность объективной проверки. Речь идет вот о чем. В замаскированных пирамидах простой товар продают по значительной стоимости (входной взнос), у многих может возникнуть вопрос, чем же он так хорош? Поэтому, чтобы отвести угрозу разоблачения, нужно продавать нечто, чья польза субъективна. Например, диск с каким-нибудь экзотическим тренингом, какую-нибудь «эзотерическую добавку», или бизнес-инструмент для работы в интернете. Другими словами, все, что угодно, чью стоимость сложно оценить объективно.
Большой ассортимент не нужен
Главное требование позволяет так же быстро ответить на вопрос об ассортименте. Разнообразный ассортимент совершенно не нужен мошенникам. В нем нет никакого смысла, в плане юридической маскировки он не дает никаких преимуществ, но зато растут расходы, увеличивается вероятность каких-то осложнений, нестыковок, проблем с сертификацией и пр. Можно с большой долей уверенности заявить, что прайс-лист скрытых финансовых пирамид будет включать не более двух-трех позиций.
Число и качество товарных позиций можно использовать, как дополнительный признак добросовестности компании прямых продаж. Легко прийти к выводу, что мошенникам нет смысла нести расходы по созданию разнообразной линейки продукции. В то же время трудно даже представить, сколько сил нужно потратить, чтобы создать ассортимент, подобный Эмвэй или Кунет. Очевидно, что нужны годы разработок и десятки миллионов долларов для того, чтобы предложить сразу косметику, технику для дома, продукты велнеса и антиэйджинга.
Оцените, например, размер вложений в крупномасштабное производство бытовой химии, или ювелирных изделий — это огромные суммы! Выпускать такую дорогую и сложную продукцию для маскировки? Такое утверждение можно рассматривать только, как шутку, поэтому можно считать, что по вопросу с ассортиментом был найден правильный ответ.
Суммируя все сказанное, сформулируем еще один, на этот раз «товарный» признак скрытых пирамид.
В скрытой пирамиде не может быть высококачественного, пользующегося спросом товара по адекватной цене. Ассортимент продукции минимален, а «продавцы» совершенно не заинтересованы в продаже, поэтому вместо свойств продукта рекламируют возможности быстрого обогащения.