Американский суд разоблачил фальшивую статистику о вреде курения. Небылицы о количестве болезней и смертей сочинялись по заказу фармацевтических компаний
Триумф американского правосудия
Суд столичного округа Колумбия, США, постановил убрать из списков материалов, распространяемых Food & Drug Administration (ведомство, занимающееся также и табаком), несколько докладов американского Минздрава о вреде курения для курильщиков и окружающих, и исключить из состава советников FDA трех экспертов (Jonathan Samet, Neal Benowitz и Jack Henningfield), причастных к составлению этих документов.
Как установил суд, эксперты состояли на содержании у фармкомпаний Glaxo и Pfizer, получающих прямую денежную выгоду от того, что люди бросают курить.
В запрещенных докладах содержалась фальшивая статистика о вреде табакокурения. В одном из них, от 1998 года, говорится, что никотин вызывает зависимость сильнее героина (очевидные факты говорят о другом). Или, к примеру, интерес представляет цифра о 400 тысячах смертей в год от курения (только в США). Расследование показало, что половине «жертв» было больше 72 лет, а 20% – более 80.
В награду за беззаконный труд эксперты около 30 лет получали гранты, премии и бонусы как минимум от двух корпораций, непосредственно заинтересованных в в распространении страхов о вреде активного и пассивного курения.
От лобби до мафии
По словам судьи Ричарда Леона, данные позволяют говорить о том, что кампания по борьбе с курением в США была начата и финансировалась, в корыстных целях американским медицинским лобби. В ход шло откровенное мошенничество и подтасовка фактов.
Не то чтобы это было открытием. В Америке, а также в других странах, написано немало статей о том, какими методами получены пугающие цифры насчет воздействия табачного дыма на окружающих. Изобретен даже термин «мусорная наука». Таковая рассматривается, к примеру, в работах специалиста по статистике Майкла Макфаддена (свежая его книга называется по-немецки, с отсылом к борцу с курением Гитлером – Tobacconacht).
Мусорная наука
Наивно полагать, что табачная отрасль – единственная ниша, пострадавшая от напористой и огульной лжи. Эксперты без труда смогут назвать с десяток кампаний, организованных по таким же принципам. Приведем самые громкие из них:
1. В 1999 году Евросоюз принял директиву, запрещающую с 1 января 2005 года производство и импорт асбеста. Власти запретили добываемый в регионе амфиболовый асбест (имеющий свойство оседать в легких при длительном контакте). Однако производители строительных материалов понимали, что при свободной торговле не смогут составить конкуренцию дешевому и износостойкому хризотиловому асбесту, производимому в России и Казахстане и, в отличие от амфибола, безвредному при контролируемом использовании. Поэтому под давлением якобы независимых общественных активистов, под натиском фальшивой статистики (только в рамках одного эпизода в США раскрыта афера с подтасовкой более 500 судебных исков), под шумок запретили ввоз и добываемого в России безопасного асбеста.
В погоне за выгодой лоббисты продавили требование о принудительном демонтаже всех асбестосодержащих материалов. Кабинет министров Латвии принял Правило №158, предписывающие в срок до 2010 года заменить на всех крышах в стране шифер на иной материал. Вскоре выяснилось, что выполнить это нереально: утилизации подлежало 2,2 млн тонн шифера и 15 тыс. тонн асбеста. В сентябре 2005 года эта норма была отменена.
2. В 2014 году в ЕС была уменьшена допустимая концентрация полициклических ароматных углеводородов в копченых изделиях. Говоря проще, ЕС запретил латвийские шпроты из-за бензопирена, якобы опасного канцерогена (никого не смущает содержание этого же вещества в кровельных материалах на основе битума, пропагандируемых Западной Европой).
Что пришлось делать производителям мясных изделий? – Например, закрываться. Или закупать соответствующие оборудование и фильтры к нему. Говорят, что именно немецкие производители и инициировали запрет.
3. Нельзя не вспомнить и эпизод, связанный с запретом трихлорметилдиметана (ДДТ или просто «Дуст»). Было объявлено, что это вещество, эффективно использовавшееся против малярии, не выводится из организма и опасно для здоровья. После запрета ДДТ рынок был поделен между другими, менее эффективными препаратами. За 25 лет число погибших от недуга превысило 25 млн человек (согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно малярией болеют 500 млн человек, 1 млн из которых погибает). В конечном итоге запрет был отменен, однако попытки производителей лекарств устранить с рынка конкурента обернулись миллионными жертвами.
По каждой из этих тем написаны книги, сняты фильмы, проведены научные исследования, доказывающие полный абсурд создаваемой истерии. Замечательным примером может послужить произведение Кристофера Букера и Ричарда Норта «Напуганные до смерти» (“Scared to Death”), где воедино собрана подборка активно раскручиваемых мифов. Тем не менее, удивительно, что инструмент, доведенный до совершенства Йозефом Геббельсом – инструмент запугивания и формирования общественного мнения с помощью страха – действует гораздо эффективнее. Не зря главный фашистский пропагандист говорил, что чем абсурднее ложь, тем проще в нее верят.
Расскажите друзьям: