Уход с рынка авиакомпании «Трансаэро» вызвал беспокойство о доступности билетов на прямые рейсы по маршруту Москва – Дальний Восток. Ситуация нервирует чиновников, заставляя некоторых из них критиковать «Аэрофлот», подозревая в попытках монополизации рынка внутренних перевозок.
Обвинения не выглядят слишком уместными, учитывая ценовую политику авиаперевозчика. Как пишет Inright.ru, цены «Аэрофлота» на дальневосточные направления остаются одними из самых доступных среди 25 отечественных и иностранных компаний, предлагающих подобные маршруты. Одной из причин дефицита билетов, по мнению специалистов, является рост спроса. Но, как считает главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, компании не будут увеличивать предложение без надлежащей государственной поддержки. Подобные маршруты часто не окупаются, принося перевозчикам убытки.
В случае с «Аэрофлотом» удерживать низкие цены помогает социальная программа «плоские тарифы», за счет которой билет в одну сторону на прямой рейс из Москвы на Дальний Восток обходится в 11 000 – 18 000 рублей. При этом, согласно Rg.ru, себестоимость перевозки одного человека составит порядка 20 000 рублей. Сумма рассчитывается исходя из цены 1 пассажирокилометра у лоукостеров (около 3 рублей).
«Трансаэро», в свою очередь, пошло по другому пути предоставления дешевых тарифов, использовав стратегию демпинга (умышленное занижение цен). С помощью этого компания пыталась быстро найти средства на погашение долгов. Некоторые специалисты сравнивают такое желание заработать «легкие» деньги с деятельностью известной пирамиды МММ. Как и следовало ожидать, стратегия не имела успеха и привела к банкротству компании. Теперь, как пишет Rosbalt.ru, власти «неудобных» регионов ищут способ вновь обеспечить граждан доступными тарифами. На Камчатке для этих целей, например, привлекают китайскую авиакомпанию. Власти Приморья, в лице губернатора Владимира Миклушевского, обратились к федеральному правительству с просьбой об увеличении количества прямых рейсов.
По словам чиновника, стоимость прямых рейсов на интересующих направлениях выросла в 3-5 раз после ухода с рынка «Трансаэро». Однако, «Аэрофлот» опроверг изменения «плоских тарифов», что заставило Миклушевского принести официальные извинения. Действия политика можно отнести к «нагнетанию атмосферы» в отрасли пассажирских перевозок, о котором писал в своей колонке на Lenta.ru профессор Никита Кричевский. В статье доктор экономических наук отметил, что авторы подобных обвинений, как блогеры, так и чиновники, часто имеют поверхностное представление о работе авиаперевозчиков и, повышая нервозность населения, не предлагают конструктивных решений для повышения транспортной доступности.
Как отмечает Пантелеев, компаниям, для защиты от судьбы «Трансаэро», необходимо более интенсивное субсидирование полетов. Пока что многие перевозчики обслуживают некоторые рейсы в убыток. Так, за 2015 год потери компаний составили 28 миллиардов рублей.