Истоки российской доверчивости к жуликам и разводчикам кроются, парадоксальным образом, в пронизывающей общество атмосферы всеобщего вранья. Лгут все, всегда и по любому поводу. Правительство, ведущее народ от одной славной победы к другой. Историки, переписывающие историю чуть ли не под каждый новый кабинет министров. Лукавит и народ, стараясь в той или иной мере объегорить соседа, начальство и т.п. В СМИ же присутствует такой «салат» из фактов, хорошо пропитанных враньем, суевериями и многозначительными «кричащими» недомолвками, что телевизор, например, просто опасно смотреть для психики.
Меж тем, человеку противоестественно жить, не веря вообще ни во что и никому. Потребность в вере чрезвычайна, причем монополизировать эту веру церкви не удается из-за многочисленных конкурентов, да и ее попрекнуть враньем можно не особо напрягаясь. Ну раз врут все, то бизнесу невозможно не поучаствовать в этом празднике.
Например, есть вера в немецкое качество. Уже не важно, насколько «Мерседес», «Ауди» или «Опель» принадлежат не немцам, насколько они потеряли от былого качества. Миф живуч. Раз так – то на рынке появляются Kaiser, Erich Krause, Thomas Munz и Bork. По своей сути они не имеют к Германии никакого отношения, кроме наличия офисов (и то, не у всех).
Самое смешное, что в основном, псевдогерманских производителей преследуют не многочисленные российские контрольно-проверяющие организации, а их конкуренты. Например, жалобы на недобросовестную рекламу Bork Germany подала французская группа SEB, которая продает свою продукцию в России под брендами Tefal и Rowenta, после чего Bork Germany стал просто Bork, ничуть, естественно, при этом не «германизировавшись».
Пока инновации в лукавстве и прямом обмане превосходят инновации в российских технологиях – надежды на развитие не будет никакой. Вот тут, государству есть над чем задуматься и что сделать.