Роскомадзор теперь будет проверять интернет-компании на факт хранения информации о приеме, передаче, доставке письменных, голосовых сообщений, изображений и звуков. Проверки будут касаться организаций, которые зарегистрированы как компании, занимающиеся распространением информации, например, социальные сети, мессенджеры, почтовые сервисы.
Роскомнадзор будет проверять интернет-компании, которые зарегистрированы как организаторы распространения информации: почтовые сервисы, социальные сети, мессенджеры и др. Надзорное ведомство будет интересовать, хранят ли они информацию о фактах приема, передачи, доставки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков. Проверяющие также ознакомятся со списком зарегистрированных пользователей сервиса. О намерении провести проверку Роскомнадзор должен будет сообщить интернет-компании за 24 часа — за исключением случаев, когда уполномоченный орган, инициатор проверки, считает, что надо ее провести без предупреждения. Об этом говорится в проекте административного регламента исполнения Роскомнадзором функции по контролю за деятельностью организаторов распространения информации в интернете.
1 августа вступили в силу поправки в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи» и в Кодекс об административных правонарушениях. Этим законом блогеров, у которых количество читателей составляет от 3 тыс. в день, обязали соблюдать ряд ограничений, аналогичных правилам для СМИ.
Этим же законом введены требования для сайтов и систем, обеспечивающих прием, передачу, доставку и обработку электронных сообщений пользователей Сети.
Зарегистрировавшись в Роскомнадзоре в качестве организатора распространения информации, такой сайт должен в течение шести месяцев хранить «на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети интернет». За неисполнение данного требования грозит штраф: для юрлиц — до 500 тыс. рублей.
Чтобы получить статус организатора распространения информации, частному лицу не обязательно быть гражданином России, а компания не обязательно должна иметь в России юрлицо.
В специальный реестр уже внесены такие площадки, как «ВКонтакте», сервисы «Яндекса», Mail.Ru Group, а интернет-сервисы Facebook, Gmail, Twitter так и не зарегистрировались в России как организации — распространители информации, несмотря на то что Роскомнадзор направил в компании соответствующие уведомления.