Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть вк видео

Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Смотреть видео бесплатно



27 декабря 2005 года   

Интервью СМИ


Приступить к ликвидации

«У наших специалистов есть свои секреты, которые позволяют выводить на чистую воду политтехнологов, пополняющих партийные ряды за счет «мертвых душ», - заявляет директор Федеральной регистрационной службы Сергей Мовчан


Андрей Камакин



РОССИЙСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ждет большая прополка: 1 января будущего года заканчивается срок, в течение которого партии должны привести свою численность в соответствие с новой редакцией посвященного им закона. Нарушители, выявлением которых займется Федеральная регистрационная служба (ФРС), подлежат ликвидации по суду. Некоторые партии ФРС начала проверять уже сейчас, не дожидаясь черного дня. О «мертвых» и «живых» душах российской политики и особенностях национальной регистрации в интервью «Итогам» рассказывает директор Федеральной регистрационной службы Сергей Мовчан.

- Сергей Николаевич, в думских выборах 1995 года приняли участие 111 общественно-политических объединений, в 1999-м - 64, в 2003-м - в совокупности 30 партий... Тут, как я понимаю, самое главное - вовремя остановиться: очень хотелось бы, чтобы конечный результат был отличным от единицы.

- Хотите - верьте, хотите - нет, но заданности в наших действиях нет и быть не может. Мы лишь руководствуемся требованиями закона о партиях, который, замечу, широко обсуждался на стадии принятия. Ну, а сколько партий останется решать в конечном счете нашим согражданам. Ведь именно они определяют, какие партии поддержать.

- Партии должны привести свою численность в соответствие с изменившимся законом к 1 января 2006 года, вы же начинаете проверку, не дожидаясь этого срока. В чем причина спешки?

- Никакой спешки нет, просто нам предстоит проделать очень большой объем работы. Напомню - на сегодня у нас зарегистрировано 37 партий. Правда, по одной из них - Российской партии «Русь» - судом первой инстанции принято решение о ликвидации (в связи с грубыми нарушениями при создании). Таким образом, если вердикт суда вступит в законную силу, останется 36 партий, это более 2500 региональных отделений. А на проверку нам дан всего лишь год - до 31 декабря 2006 года. Поэтому сейчас, чтобы выиграть время, мы начинаем проверку четырех парламентских партий - «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Родины». Ну а остальные 32 будут оставлены на следующий год.

- Но если, не ровен час, возникнут проблемы у кого-либо из думской четверки, нарушитель наверняка потребует проверить его еще раз - после 1января.

- Если потребует, проверим. Но, во-первых, вряд ли за оставшееся до 1января время можно будет исправить положение. А во-вторых, откровенно говоря, не думаю, что тут возникнут большие проблемы. Эти-то партии как раз не вызывают у нас серьезных опасений.

- О вероятности досрочных выборов в Госдуму сегодня не говорит только ленивый. Смогут ли в них участвовать те партии, которые не успели пройти проверку, и те, у кого будут выявлены проблемы с численностью?

- Все партии могут участвовать в выборах вплоть до момента своей ликвидации по суду. Подавать соответствующие иски мы начнем с 1 января 2007 года. До этой даты партия, не отвечающая требованиям закона, имеет право преобразоваться в общественно-политическое объединение. Правда, в этом случае в выборах она участвовать уже, конечно, не сможет.

- Сколько партий, по вашим предварительным данным, вписываются сегодня в изменившееся правовое поле?

- С достаточно большой долей уверенности можно говорить только о четырех упомянутых парламентских партиях. По остальным пока ничего определенного сказать не могу - нужно дождаться результатов проверки.

- И все-таки, вы могли бы назвать заведомых аутсайдеров — тех, чье положение наиболее шатко?

- Не стал бы говорить об аутсайдерах до проверки. Партии, как правило, заявляют, что их численность соответствует нормам закона.

- Эти заявления совпадают с вашими данными?

- Не всегда. Но как юрист я должен помнить о презумпции невиновности. Иначе представители партий выскажут совершенно обоснованные претензии: мол, их судьба была предопределена еще в октябре 2005 года. Могу лишь сказать, что расхождение заявленной и фактической численности практически неизбежно. Часто оно вызвано добросовестным, подчеркну это, заблуждением руководства партий. Завышенные цифры поступают к ним из регионов, ведь статус региональных отделений, а значит, и их финансирование в значительной степени зависят именно от численности.

- Можно не сомневаться, что в оставшиеся до 1 января месяцы будут побиты все рекорды по скорости пополнения партийных рядов. И, наверное, для новых Гоголей с лихвой хватит материала не на один том «Мертвых душ».

- Рано или поздно обман вскроется. Поверьте, проверка не будет формальной: у наших специалистов есть свои секреты и хитрости, которые позволяют выводить на чистую воду политтехнологов, пополняющих партийные ряды за счет «мертвых душ».

- Не поделитесь ноу-хау?

- Вряд ли стоит делиться профессиональными тайнами в этой области. Ведь как мы изучаем политтехнологов, так и они изучают наши методы работы.

- Это будет так же, как с проверкой подписных листов: определенный процент бракуется, и вся стопка (в данном случае — региональное отделение) признается недействительной?

- Нет, здесь иной принцип: «выбраковываться» будут только фактически установленные «мертвые души».

- Но некоторые наши партии заявляют чуть ли не о миллионной численности. Возможно ли проверить партийную принадлежность такой массы людей за столь малый срок?

- Миллион мы, конечно, вряд ли сможем опросить. Но существуют разные методы. Сплошную проверку регионального отделения мы будем проводить только в том случае, когда в результате выборочной выявлен высокий процент недостоверных данных. Если мы взяли, например, 100 членов партии и членство 99 подтвердилось, то проверять все задекларированные полторы тысячи просто нецелесообразно.

- А если к вам поступит информация, что успешно прошедшая проверку партия резко сократила свою численность либо сумела обмануть вас на стадии проверки?

- Закон не запрещает провести еще одну проверку — по вновь выявившимся обстоятельствам.

- Конечно, когда фактическая численность в разы превосходит установленную законом, больших скандалов ждать вряд ли следует. Но на уровне малых величин именно от ФРС будет зависеть, дать ли той или иной партии «путевку в жизнь», засчитать ей 50 000 членов или 49 999. Вы готовы к такой ответственности?

- Не надо нас демонизировать. Во-первых, 49 999 - чисто гипотетическая ситуация. Во-вторых, есть закон, и выйти за его рамки нам никто не позволит: у любой партии существует возможность обжаловать наше решение в суде. Не стоит представлять нас конечной инстанцией, определяющей судьбу партии.

- Тем не менее, на вас наверняка посыпятся обвинения в политической ангажированности. Ведь вы являетесь структурой исполнительной власти, а у нее имеются свои политпристрастия. Можно ли назвать нормальной ситуацию, при которой лицензию на занятие оппозиционной деятельностью выписывает действующая власть?

- На эту тему можно дебатировать сколь угодно долго, но закон именно нас определил в качестве органа, осуществляющего контроль за деятельностью партий. Кроме того, опять подчеркиваю, наши действия можно обжаловать через суд. То есть, придерживаясь этой логики, следует продолжить цепочку и заявить, что и суд у нас зависимый и неправомерный.

- Многие, кстати, так и заявляют.

- Но так можно все поставить под сомнение. И где тогда гарантии, что и некий гипотетический, «независимый», орган, которому поручат вместо нас регистрировать партии, будет свободен от подозрений в ангажированности? Давайте все-таки не будем заниматься «охотой на ведьм». В судебном процессе всегда есть победители и есть побежденные, и побежденная сторона никогда не бывает удовлетворенной решением суда. В тех же случаях, когда речь идет о партиях, она, естественно, склонна объяснять свой проигрыш некоей политической подоплекой.

- Продолжу тему: организация, известная как НБП и находящаяся в очень непростых отношениях с властью, никак не может зарегистрироваться в качестве политической партии. Неужели активная деятельность «нацболов» здесь ни при чем?

- Деятельность по нарушению правопорядка?

- Есть разные оценки, кто-то считает это политической борьбой.

- Не уверен, что политической борьбой можно называть битье стекол и захват зданий. Но в любом случае - не открою здесь Америки если документы, подаваемые на регистрацию, не соответствуют действующему законодательству, то, чем бы ни занимались эти «партийцы», мы не можем зарегистрировать их в качестве политической партии.

- Все-таки странно: в то время как российский политический ландшафт засоряет множество фактически несуществующих, но де-юре здравствующих партий-карликов, яркая и всем известная НБП влачит подпольное существование. Может быть, как раз это толкает молодых людей на их акции?

- А может быть, их толкают действия лидеров? Лидеры создают привлекательную идеологию, отдают приказы, а на скамье подсудимых сидят их молодые последователи. Не вижу в этом никакой романтики.

- НБП — не единственная организация, мечтающая стать партией. Сколько на сегодняшний день претендентов на место в партийном реестре?

- В этом году было шесть обращений о регистрации, но ни одна из этих групп не выдержала экзамена на соответствие требованиям закона о политических партиях. Характерный пример - ВКПБ (Всероссийская коммунистическая партия будущего, основанная бывшими членами КПРФ. - «Итоги»), которая не выполнила условие о необходимом количестве региональных подразделений. После этого свидетельство о регистрации ВКПБ было аннулировано.

- На Западе достаточно часто разражаются скандалы по поводу незаконного финансирования партий, уходят в отставку известные политики. У нас же, хотя закон содержит достаточно жесткие требования на сей счет, тишь да гладь. Все такие законопослушные либо государство пока просто не добралось до этой деликатной темы?

- Конечно, последнее. До настоящего времени, что греха таить, работа проводилась достаточно формально: партии представляли в налоговые органы сводный финансовый отчет, копия которого направлялась нам для опубликования на специальном сайте. Иной раз слеза наворачивается, хочется милостыню подать, когда видишь эти финансовые документы. Конечно, практически нулевые балансы смешны и неправдоподобны. Но за счет чего существуют такие партии - ответа нет. Однако в июле этого года в закон о партиях был внесен пакет серьезных поправок, детализирующих финансово-хозяйственную деятельность партий, и, думаю, они принципиально изменят ситуацию. Финансовым контролем займется ЦИК, с которой мы будем работать в жесткой связке. Партиям придется учиться цивилизованно обращаться с деньгами.

- В компетенцию ФРС входит также контроль за соблюдением норм Закона «О противодействии экстремистской деятельности». В свое время он рекламировался как эффективное средство борьбы с этим злом. Но используется почему-то крайне редко.

- На сегодняшний день мы не являемся прямым субъектом противодействия экстремистской деятельности – не можем, к примеру, самостоятельно выйти в суд с иском о ликвидации той или иной организации, являющейся, по нашим данным, экстремистской. Приходится действовать через другие органы, такие как прокуратура, а эта многоступенчатость значительно снижает скорость и результативность реагирования. Но Минюстом разработаны и в ближайшее время будут направлены в правительство поправки в закон, которые в случае принятия сделают нас непосредственными участниками процесса.

- Религиозные деятели на Северном Кавказе давно просят ввести запрет на ваххабизм как на экстремистскую идеологию. Как вам такая инициатива?

- Насколько понимаю, ваххабизм - это одно из течений ислама, поэтому ни разрешить, ни запретить его нельзя. Но если же речь идет о тех организациях, которые под маской ваххабизма проповедуют экстремистские взгляды, вопросов нет - они, естественно, должны преследоваться по закону.

- Еще одна, и на сей раз абсолютно далекая от политики сфера деятельности ФРС — регистрация недвижимости. Как известно, 1 января 2007 года заканчивается срок бесплатной приватизации жилья. Сумеет ли ФРС справиться с неизбежным потоком заявлений от тех, кто спохватится в последний момент? Ведь и сегодня к вам стоят довольно длинные очереди.

- За 14 лет в стране было приватизировано порядка 67 процентов жилья. Конечно, мы ожидаем роста числа заявлений, но не думаю, что к нам придут все из оставшихся 33 процентов. Ведь есть жилье и жилище. Стоит ли приватизировать то, что потом невозможно будет продать, но за что придется платить налог на собственность? Кстати, хочу успокоить тех, у кого имеются на руках договоры о приватизации жилья, но нет свидетельства о регистрации. Не нужно срочно бежать к нам - такую квартиру можно будет спокойно зарегистрировать и после 1 января 2007 года. Регистрация потребуется вам только в том случае, если вы собираетесь произвести какую-то сделку со своей приватизированной квартирой. Ну а что касается очередей, явление это, конечно, постыдное. Но учитывайте, что 13 октября Росрегистрации исполнился всего лишь год. Естественно, не все еще успели сделать, и сокращение сроков регистрации – одна из наших первоочередных задач.

- С недавних пор государство несет материальную ответственность перед собственниками за регистрацию квартир с темным прошлым, и это, конечно, замечательно. Вот только максимальный размер компенсации вызывает некоторые вопросы.

- Нет, миллион рублей - это все-таки, согласитесь, солидная сумма. Хотя, надо признать, и явно недостаточная, например, для Москвы. Тем не менее, как говорится, лучше что-то, чем ничего, большим прогрессом следует считать уже сам факт закрепления в законе этого положения. Но мы всего лишь - подтверждаем уже совершенную сделку. Не следует терять бдительности и самим гражданам - нужно смотреть, кому ты отдаешь деньги...


Журнал «Итоги» № 42(488) от 17 октября 2005 года.

Для печати

Архив

Copyright © 2005 ФРС

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео hd онлайн