Online video hd

Смотреть зрелые видео

Официальный сайт openclass 24/7/365

Смотреть видео бесплатно



04 января 2006 года   

Официальные выступления


Доклад начальника Управления государственной регистрации прав на недвижимость О.Н. Трофимова на селекторном совещании с руководителями территориальных управлений Федеральной регистрационной службы.


Уважаемые коллеги!


Внесенные в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» изменения, связанные в первую очередь с отменой с 01.01.2007 бесплатной передачи жилых помещений в собственность граждан, значительно осложнили деятельность органов, уполномоченных оформлять договора на передачу жилых помещений в собственность граждан, организаций (органов) технического учета и технической инвентаризации, и, конечно, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, данные изменения в жилищном законодательстве пришлись также и на период административной реформы: реорганизации федеральных органов исполнительной власти, перераспределением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, реформы системы местного самоуправления.

В условиях реорганизации системы государственной регистрации прав с изменением, к сожалению, не в лучшую сторону штатной численности и условий оплаты труда, перед Федеральной регистрационной службой стоят важные, социально значимые задачи, связанные в первую очередь с реализацией прав граждан на бесплатную приватизацию жилья. Параллельно с этой задачей нам предстоит решать и иные, не менее социально значимые задачи: это и реализация положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о развитии системы ипотечного жилищного кредитования, о «легализации» прав граждан на гаражи, садовые, дачные домики; регистрация прав на объекты недвижимого имущества, передаваемые в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, передачей большого количества объектов недвижимого имущества социальной сферы муниципальным образованиям (например, жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации). Я понимаю, насколько сложные задачи стоять перед Вами. И казалось бы, какие проблемы могут возникать при государственной регистрации прав на жилые помещения, полученные гражданами в процессе приватизации. Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» один из первых законов, действует в течение уже 14 лет. В то же время анализ поступившей из территориальных органов Росрегистрации информации свидетельствует, что не все так просто и понятно с приватизацией жилищного фонда.

Итак, сначала несколько цифр. В среднем количество приватизированного жилья составляет 63% в Российской Федерации. При этом в менее чем половине субъектов Российской Федерации количество приватизированного жилья превышает средний по стране показатель. В Орловской области приватизировано 34,5% жилых помещений, в Рязанской области – 34%, в Смоленской области – 23,7%, в Чукотском автономном округе – 11%. Это означает, что за оставшееся до 01.01.2007 время может быть приватизировано в этих субъектах в три раза больше жилых помещений, а по Чукотскому автономному округу – в девять раз больше, чем за 14 лет, прошедшие с момента начали приватизации жилых помещений.

При этом только управления Росрегистрации Республике Хакассия, по Республике Дагестан, по Республике Адыгея, по Владимирской, Магаданской и Тамбовской областям, полагают, что в целом смогут завершить государственную регистрацию прав граждан на жилые помещения, приобретаемые в процессе приватизации, в установленный срок.

По данным остальных территориальных органов осуществить государственную регистрацию прав граждан на приватизируемые жилые помещения без привлечения дополнительных ресурсов, как материальных, так и кадровых, не представляется возможным. При этом необходимо иметь в виду, что территориальные органы Росрегистрации являются завершающим этапом в достаточно длинной эпопее «хождения по мукам»: органы, уполномоченные оформлять договора на передачу жилых помещений в собственность, органы технического учета и технической инвентаризации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях получения выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, паспортные столы, ЖЭКи и т.д.

Кроме того, по данным территориальных органов Росрегистрации в Москве, Калужской, Самарской области, ряде других регионов Российской Федерации органы, уполномоченные оформлять договора на передачу жилых помещений в собственность граждан, уже достигли предельной пропускной способности. В связи с этим, очередь граждан на представление в соответствующие органы заявлений о приватизации жилых помещений составляет, например, в Архангельской области и Ненецком автономном округе, от одного до трех месяцев, а в Челябинске – до 6 месяцев. Таким образом, в настоящее время органы, уполномоченные оформлять договора на передачу жилых помещений в собственность граждан, и органы технического учета и инвентаризации являются сдерживающим фактором на пути резкого роста количества обращения граждан за государственной регистрацией прав на жилые помещения, полученные в результате приватизации.

В Ваших аналитических материалах, поступивших в Управление государственной регистрации прав на недвижимость и обобщенных к селекторному совещанию, содержатся пожелания о подготовке методических материалов, регламентирующие наиболее часто возникающие при проведении правовой экспертизы вопросы, например:

1. Какие документы должны быть представлены на государственную регистрацию прав граждан на приватизируемые жилые помещения. Это вопрос, который связан в первую очередь с глубиной проведения правовой экспертизы документов: обязан ли государственный регистратор проверять законность оформления договоров на передачу жилых помещений в собственность граждан, в том числе на предмет однократности приватизации, защиты прав несовершеннолетних, правомерность и правильность оформления отказа от приватизации совершеннолетних, проживающих в приватизируемом жилом помещении, или может «переложить ответственность» на соответствующие уполномоченные органы, оформляющие договора на передачу жилых помещений в собственность.

Вопрос обязательного представления на государственную регистрацию прав граждан на приватизируемые помещения договоров социального найма, заключенных в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса Российской Федерации. Необходимо констатировать, что договора найма (социального найма) жилых помещений во многих субъектах Российской Федерации уполномоченными органами не заключались и не заключаются до настоящего времени. Следовательно, гражданин не может подтвердить выполнение требований ст. 2 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Государственные регистраторы принимают решения о приостановлении государственной регистрации, извещают заявителей о необходимости предоставления договоров социального найма. Граждане обращаются за заключением соответствующего договора в уполномоченные органы, договор социального найма заключается, но сегодняшним числом. Таким образом, гражданин, пользующийся данным жилым помещением, например, с 1980 года предоставляет на государственную регистрацию договор социального найма от 01.09.2005. В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01.03.2005, не подлежат приватизации. Данная проблема стала основанием для направления в адрес Федеральной регистрационной службы обращения депутата Государственной Думы Российской Федерации, председателя комитета Государственной Думы по обороне Заварзина Виктора Михайловича по проблемам государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения, расположенные на территории Камчатской области, Корякскому и Чукотскому автономным округам.

В этой связи полагаю, что нашим государственным регистраторам необходимо более внимательно и аккуратно обращаться с нормами действующего законодательства, особенно затрагивающим права граждан. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01.03.2005. В описанном выше случае жилые помещения предоставлены ранее на основании ордера. Проанализировав ситуацию, связанную с невозможностью во многих регионах представить на государственную регистрацию договора социального найма, при проведении правовой экспертизы в целях подтверждения предоставления жилого помещения до 01.03.2005 использовать ордера.

Данная точка зрения поддержана судебными решениями. Так, определением Свердловского районного суда г. Белгорода признан необоснованным отказ в государственной регистрации права гражданки Н. на квартиру, полученную на основании договора на передачу квартиры в собственность. Отказ был дан по тем основаниям, что договор социального найма был заключен 15.03.2005. В определении суда указывалось, что заявительница была вселена в указанную квартиру на основании ордера от 04.12.1968 и постоянно проживает в этой квартире до настоящего времени. Учитывая, что жилищные отношения возникли до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, суд признал отказ в государственной регистрации прав необоснованным.

2. Очень важной до настоящего момента остается проблема реализации требований п. 2 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части обязательной государственной регистрации прав на жилые помещения до государственной регистрации перехода прав на них к гражданам.

Большое количество жилых помещений продолжает оставаться на балансе приватизированных ранее акционерных обществ, в том числе и в связи с отказами муниципальных образований о принятии их в муниципальную собственность, задерживается передача жилищного фонда от ОАО «Российские железные дороги», не определен статус жилищного фонда, находящегося на балансе лесхозов. До конца 2005 года Министерство обороны планирует передать в муниципальную собственность фактически весь жилищный фонд. Многие муниципальные образования, предприятия, в чьем хозяйственном ведении находится жилищный фонд, не имеют правоустанавливающих документов, подтверждающих их права на жилищный фонд. В связи с этим государственные регистраторы вынуждены отказывать гражданам в государственной регистрации прав на приватизируемые помещения.

3. Кроме того, многие руководители территориальных органов Росрегистрации (Краснодарский край, Республика Бурятия, Республика Коми и другие) обращают внимание и на финансовую, экономическую составляющую, тормозящую процесс приватизации. До внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации за государственную регистрацию права собственности муниципального образования или право хозяйственного ведения или оперативного управления необходимо было уплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей. Эти деньги в соответствующие бюджеты заложены не были. Переложение этих затрат на граждан, приватизирующих жилые помещения, лишь усугубляло и так весьма значительные затраты на проведение технической инвентаризации жилых помещений.

Учитывая огромную социальную значимость вопроса о приватизации гражданами жилых помещений, территориальные органы Росрегистрации в большинстве своем активно участвуют в решении данного вопроса, в том числе:

1. Вопросы приватизации жилых помещений являются предметом рассмотрения заседаний, которые проводятся на уровне правительств субъектов Российской Федерации (Самарская, Свердловская области), совместных совещаний и рабочих групп с уполномоченными органами (Республика Коми, Республика Адыгея, Архангельская, Самарская области, Москва).

2. В Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе ежемесячно при общественных приемных Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу руководители и специалисты Главного управления Росрегистрации осуществляют прием граждан по оказанию правовой помощи населению по проблемам регистрации прав граждан на жилые помещения.

3. Проводится активная разъяснительная работа в средствах массовой информации. Примечателен опыт работы уполномоченных органов по оформлению договоров на передачу жилых помещений в собственность: разъяснения и обращения по вопросам приватизации направляется к квартиросъемщикам на обратных сторонах квитанций на оплату коммунальных услуг. Управление Росрегистрации по Республике Ингушетия помимо выступлений и публикаций в средствах массовой информации проводит «адресную» разъяснительную работу: вывеска соответствующих объявлений у многоквартирных домов и поадресная рассылка рекомендаций по разъяснению о необходимости заблаговременного проведения государственной регистрации.

4. Главное управление Росрегистрации по Камчатской области и Корякскому автономному округа, Управление Росрегистрации по Чувашской Республике организовали прием работниками Росрегистрации заявлений граждан о государственной регистрации прав на приватизируемые жилые помещения в местах, осуществляющих оформление договоров на передачу жилых помещений в собственность. Работники Управления Росрегистрации по Республике Бурятии выезжают для приема документов на государственную регистрацию в отдаленные населенные пункты.

5. Пересмотрена организация работы по приему заявлений от граждан на государственную регистрацию прав на жилые помещения: организованы дополнительные линии приема граждан, перераспределена нагрузка на работников, введен скользящий график приема граждан, увеличены часы приема граждан по вопросам государственной регистрации прав на приватизируемые помещения. Так, отделом Управления Росрегистрации по Чувашской Республике документы принимаются ежедневно с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00 без перерыва на обед, а также по субботам с 9.00 до 13.00.

6. Налажено взаимодействие с уполномоченными органами, оформляющими договора на передачу жилых помещений в собственность. Так, в Москве создана и активно действует рабочая группа совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, согласованы графики приема по округам, В Оренбургской области согласован примерный пакет документов, представляемых гражданами на государственную регистрацию прав на приватизируемые жилые помещения. В Архангельской области отработаны механизмы взаимодействия по данным вопросам с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В рязанской области согласованы с уполномоченными органами, осуществляющими оформление договоров на передачу жилых помещений в собственность графики приема граждан, а также списки граждан, получающих договора и иные необходимые для государственной регистрации документы.

7. Несмотря на имеющиеся трудности, в ряде территориальных органов Росрегистрации установлены сокращенные сроки государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения (Главные управления по Республике Татарстан, по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, по Москве).

Анализ поступивших из территориальных органов материалов по вопросам государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения показывает, что все руководители отдают отчет в социальной значимости стоящих перед Росрегистрацией задач, вопросы, связанные с приватизацией жилых помещений находятся под особым контролем, принимаются меры для обеспечения государственной регистрации прав граждан на приватизируемые помещения. В то же время существуют объективные трудности в решении поставленных задач и, в первую очередь, недостаточная штатная численность, нехватка в ряде территориальных органов государственных регистраторов. На второе место можно поставить недостаточное методическое обеспечение этой деятельности. Управление государственной регистрации прав на недвижимость в ближайшее время подготовить проект разъяснений по поднятым в обращениях территориальных органов вопросам, связанным с приватизацией жилых помещений. И, наконец, недостаток помещений, оргтехники, моральный и материальный износ имеющейся техники.

Полагаю, что в целях обеспечения бесперебойной работы территориальных органов по государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещение, решать стоящие перед нами вопросы необходимо совместно со всеми заинтересованными органами и организациями.

Для печати

Архив

Copyright © 2005 ФРС

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн