Online video hd

Смотреть 365 видео

Официальный сайт mydebut 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

17.01.2007

Пятнадцать партий подлежат ликвидации

Ведущий: Ильмира Маликова

Гость: Галина Фокина - и. о. начальника управления по делам политических партий, регистрации общественных, религиозных и иных организаций Росрегистрации

Федеральная регистрационная служба России официально представила в суд пять исковых заявлений о ликвидации политических партий, которые по количеству членов и числу региональных отделений не соответствуют требованиям законодательства. О причинах этой акции рассказывает и. о. начальника управления по делам политических партий, регистрации общественных, религиозных и иных организаций Росрегистрации Галина Фокина.

- Федеральная регистрационная служба огласила первый список из пяти партий, и иски об их ликвидации уже приняты судом. Кто инициировал передачу в суд этих исков? И какие партии названы?

ФОКИНА: Как уже известно, внесенными изменениями в законодательство о политических партиях было предусмотрено, что до 1 января 2006 года все политические партии должны привести свою численность в соответствие с требованиями закона. Эти требования заключаются в том, что как минимум в политической партии должно состоять 50 тысяч членов. И соответственно количество по региональным отделениям: в 45 субъектах Российской Федерации - не менее 500 человек, в остальных региональных отделениях - не менее 250 членов партии. В связи с чем Федеральной регистрационной службой проводилась тотальная проверка всех политических партий на соответствие требованиям этого закона. Было установлено, что пятнадцать политических партий не соответствуют требованиям закона по численности, как общей, так и численности по региональным отделениям. Закон говорит, что те партии, которые не соответствуют требованиям федерального законодательства, в течение всего 2006 года должны были принять для себя решение, либо им самоликвидироваться, либо преобразоваться в общественную организацию или в общественное движение. Те партии, которые не приняли для себя то или иное решение, после 1 января 2007 года подлежат ликвидации в установленном законом порядке, то есть в судебном порядке.

- Пятнадцать партий подлежат ликвидации. Сейчас появился первый список из пяти партий. Это “Евразийский союз”, Народно-республиканская партия, Партия развития регионов "Природа и общество", Партия социальной защиты и Союз людей за образование и науку. По какому принципу именно эти пятеро пали первыми жертвами?

ФОКИНА: Никакого принципа здесь нет, что именно эти первые, другие последние. Просто по этим политическим партиям оформлены исковые документы для предъявления исков в суд. Они и оказались первыми. Но я хочу вам сказать, что три партии, на сегодня мы имеем информацию, что хотя они и не соответствуют требованиям закона, но они намерены принимать участие в региональных выборах в марте месяце этого года.

- Вы говорили о том, что Росрегистрация проверяла фактическую численность членов партий и работу региональных отделений. Ведь это проверка по формальному признаку: сколько человек состоит, сколько региональных отделений есть. И как здесь можно понять, сколько "мертвых душ" в этой партии, а сколько реально действующих членов? Может быть, в тех пятнадцати партиях, которые сейчас должны быть ликвидированы, состоят именно активные люди, которые принимают программу, что-то обсуждают, у них есть своя точка зрения на политическую жизнь в стране. И сколько у нас больших партий, крупных, в том числе и парламентских, в которые принимают людей по спискам, по необходимости, там неактивных гораздо больше.

ФОКИНА: Во всех политических партиях проводилась проверка фактического наличия членов партии, вне зависимости от того, активный ты член политической партии или просто, так сказать, номинальный. По формальным признакам, да. Закон устанавливает, кто считается членом политической партии. И мы проверяли только на соответствие требованиям закона и процедуры принятия в соответствии с уставом политической партии. Как закон, так и устав говорит, с какого момента возникают права и обязанности гражданина как члена политической партии. Это прежде всего подача заявления от гражданина о вступлении в политическую партию, и второй обязательный момент - решение уполномоченного органа в соответствии с уставом о принятии этого гражданина в члены партии. Вот мы эти два момента и проверяли: наличие личного заявления от гражданина и наличие решения уполномоченного органа о принятии этого гражданина в члены партии. Таким образом, по формальным документам мы определяли фактическое количество. И то количество, которое заявлялось партией, в большинстве случаев не подтверждалось. Даже и в тех партиях, которые являются на сегодня парламентскими, и в тех партиях, которые соответствуют требованиям закона. Практически ни единой партии нет, где бы какое-то количество членов партии мы не засчитали. Почему?

- Откровенно приписывают себе.

ФОКИНА: Наверное, приписывают. Но я бы ушла от этого термина. Дело в том, что нам либо не представляли заявления граждан о приеме, либо не представляли решения о приеме этих граждан в члены партии.

- То есть нарушение документооборота.

ФОКИНА: Да. Это первое. Очень много было фактов, когда мы установили, что заявления фактически фальсифицированы. Хотя имелись формально и заявления, и решения, но нами было установлено, что значительное количество граждан - мертвые. То есть они до написания заявления уже были...

- Физически мертвые люди?

ФОКИНА: Физически мертвые, да. Физически мертвые граждане.

- Использовали паспорта скончавшихся.

ФОКИНА: Да. Это второе основание. Некоторые партии вообще не представили документов для проведения проверки на фактическую численность. Достаточное количество случаев во многих партиях, когда представлялись также заявления граждан и было решение уполномоченного органа, но граждане впервые от наших сотрудников узнавали, что, оказывается, они писали заявления, что, оказывается, они являются членами какой-то политической партии. Для них это было новостью. У нас очень много есть объяснений и заявлений граждан, которые знать партию не знают и не намерены вступать в эту партию. Вот это основные причины.

- Но они типичные, как выясняется, и для крупных партий и для мелких.

ФОКИНА: Да, типичные. Много несовершеннолетних «принято» в политические партии. Да, это типично. Я не могу сказать, где-то больше, где-то меньше. Конечно, есть партии, в которых таких случаев не было.

- Мы даже знаем эту партию?

ФОКИНА: Наверное, “Единая Россия”. По крайнем мере, мы не установили такого. Мы не установили в Либерально-демократической партии тоже таких фактов. В других партиях было. Установили случаи нарушения приема в члены политической партии. Например, ряд партий занимались подкупом граждан и за то, что они писали заявление о вступлении в партию, им выплачивали от 30 до 100 рублей, а за участие в конференциях - по 100 рублей. То есть нарушение принципа вступления в политическую партию, поскольку закон говорит: вступление - это добровольное волеизъявление без всякого подкупа, принуждения и так далее. А поскольку отсутствовало добровольное волеизъявление гражданина, это тоже нарушение закона, такой гражданин не может быть признан членом политической партии.

- В ходе проверок вы выявили вопиющие проступки, вопиющие несоответствия. Какое-то наказание партии понесут за это? Речь не о тех партиях, которые будут ликвидированы, потому что их численность небольшая, они обречены, их ничто не спасет. Но вполне добропорядочные на первый взгляд партии, которые даже входят в парламент, понесут наказание за приписку мертвых людей, за то, что несовершеннолетние вовлечены, что деньги платятся?

ФОКИНА: Да, безусловно, при установлении такого нарушения законодательства и положений устава закон предусматривает меры воздействия, мы их обязательно применяем. В ходе проверки 37 предупреждений было вынесено в адрес политических партий. Как раз предупреждения выносились за нарушение порядка приема в члены политической партии и, допустим, за несвоевременное предоставление финансового отчета. Более того, не только к политическим партиям, но и к региональным отделениям точно так же применялись меры воздействия, как предупреждение и приостановление деятельности этих региональных отделений. И у нас по ходу проверки более 300 региональных отделений приостановлена деятельность в связи с этими нарушениями.

- Что касается тех мер, которые принимаются с 1 января, по проверке деятельности партий и их численности, уже многие сказали, что это зачистка политического поля перед выборами в Государственную Думу. И в данном случае Росрегистрация выступает как некий чистильщик, исполняющий волю политического, партийного руководства.

ФОКИНА: Я бы не согласилась со словами “чистильщики” и “зачистка”. Просто с учетом количества населения нашей страны, а это около 147 миллионов граждан, и потенциального количества избирателей - где-то около 108 миллионов граждан, - с учетом вот этой численности, естественно, политическая партия должна представлять интересы большего количества граждан, чем 10 тысяч человек, что предусмотрено было раньше. 50 тысяч - это тоже не так много, поскольку сама проверка уже показала: более половины действующих и зарегистрированных политических партий все-таки преодолели этот барьер, причем не просто преодолели, а значительно его превысили. А те партии, которые фактически никакой деятельности не осуществляли, естественно, у них и нет членов партии. Поэтому это просто выполнение требования закона, поскольку политическая партия - это единственный субъект, который выдвигает кандидатов для участия в выборах и вхождения во власть для представления интересов граждан. Поэтому мы полагаем, что тут зачистки нет, здесь просто приведение в соответствие действующему закону.

- Спокойно первые пять «жертв» восприняли свою участь?

ФОКИНА: У нас на сегодняшний день нет такой информации, чтобы они возражали, не согласны были с нашими результатами проверок. Предъявлены иски, пока информации об их возражениях нет.

- У большого количества мелких партий нет парламентских амбиций, но у них есть амбиции региональные. Они борются за влияние в регионах и за места в законодательных собраниях. Те партии, иски о ликвидации которых пока не поданы в суд, могут еще поучаствовать в региональных выборах, которые будут в марте проводиться в нескольких субъектах Федерации?

ФОКИНА: В соответствии с федеральным законодательством составляется список партий, имеющих право принимать участие в выборах на момент официального объявления о проведении выборов. И на сегодняшний день нами составлен список, в который входят 25 политических партий, имеющих право принимать участие в выборах, в том числе и те, которые входят в состав пятнадцати, не соответствующих требованиям закона. И если они будут принимать участие в мартовских выборах, то, естественно, нами может быть предъявлен иск о ликвидации этих политических партий только после проведения выборов. Он все равно будет предъявлен.

- Партии могут опротестовать решение Росрегистрации?

ФОКИНА: Любая политическая партия может быть ликвидирована только по судебному решению. И не случайно в установленном законом порядке мы направили иски в суд для решения вопроса. Суд и будет рассматривать, и каждая сторона будет доказывать те обстоятельства, на которые ссылается, в суде. И уже суд примет решение, с кем согласиться.

- А ликвидироваться эти партии могут только через суд? Или возможен процесс самоликвидации?

ФОКИНА: Если будет принято решение до предъявления иска в суд о самоликвидации, тогда действует общий порядок, вне зависимости от того, что были изменения в закон «О политических партиях» внесены. Любое юридическое лицо, в том числе и политическая партия, вправе в любое время принять решение о самоликвидации.

- Через съезд?

ФОКИНА: Да, через съезд, безусловно. Делегаты съезда высказывают свое мнение.

- Партии, которые не соответствуют требованиям нового закона, могут либо самораспуститься, либо преобразоваться в общественные организации. И, например, Вячеслав Игрунов, который возглавлял партию «Союз людей за образование и науку» (СЛОН), сказал, что не будет проводить реорганизацию, поскольку это дорого. Действительно ли это такая дорогая процедура?

ФОКИНА: Нет, Игрунов имел в виду, что нет средств для проведения съезда, чтобы принять решение о самоликвидации. Ведь съезд предполагает сбор делегатов, проживание в каком-то определенном месте, и на это, естественно, идут какие-то затраты, значительные причем затраты. Эта партия СЛОН таких средств не имеет. Поэтому они просто физически и финансово не имеют возможности провести этот съезд для принятия решения о самоликвидации. Поэтому они решили за государственный счет.

- Могут ли эти небольшие, карликовые партии влиться в какие-то другие партии или общественные объединения, таким образом преобразовавшись?

ФОКИНА: Если исходить из закона «О политических партиях», он установил, что до 1 января 2006 года партии, если желали, могли принять решение о слиянии, присоединении и так далее. Закон говорит, что 2006 год им был дан для принятия решения о ликвидации либо о преобразовании в общественное объединение. Те партии, которые не соответствуют требованиям закона, потому как фактически политическими партиями не являются, мы полагаем, что не имеют возможности слиться, присоединиться к другой политической партии. Выход один: преобразоваться в общественное объединение. Прекращается членство граждан в этих партиях, и эти граждане на общих основаниях могут вступить в любую другую политическую партию.

В крайнем случае Федеральная регистрационная служба придерживается такой позиции, что если нам все-таки будут представлены документы на преобразование в общественное объединение, то мы, безусловно, пойдем навстречу и зарегистрируем преобразование политической партии в общественное объединение. И полагаем, что такое решение будет более правильным, потому как любая политическая организация, если она не соответствует по статусу политической партии, как общественное объединение может существовать и принимать участие в выборах в органы местного самоуправления, более того, путем преобразования сохраняет своих членов, но теперь уже как членов общественного объединения. А если в процессе своей деятельности объединение наберет необходимое количество членов, то опять может принять решение о преобразовании в политическую партию.

- На сегодняшний день в общественные объединения кто-то решил преобразоваться?

ФОКИНА: Да, у нас три политические партии на сегодняшний день провели уже съезды и приняли решения о преобразовании в общественные объединения. Это партия «Развитие предпринимательства», Российская конституционно-демократическая партия и Национально-консервативная партия России.

- А кто-то принял честное решение о самороспуске?

ФОКИНА: Объединенная промышленная партия России приняла решение о самоликвидации. Они находятся в процессе ликвидации, сейчас готовится ликвидационный баланс.

- И сколько у нас осталось еще партий под вопросом?

ФОКИНА: Если исходить из того, что из пятнадцати три приняли решение о преобразовании, то остается двенадцать партий, судьбу которых мы должны решить в судебном порядке. Пять исков направлены в суд, остается семь.

- Депутат Госдумы Владимир Рыжков заявил, что будет отстаивать право на существование своей партии в Европейском суде по правам человека. Как вы можете это прокомментировать?

ФОКИНА: Это конституционное право любого гражданина на судебную защиту. Поэтому гражданин Рыжков может обращаться в любой суд, в том числе и европейский, никаких препятствий к этому нет. Мы относимся к этому спокойно. Его Республиканская партия не соответствует требованиям законодательства, и поэтому она в списке несоответствующих и в очереди на предъявление иска о ликвидации.

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=44076

В хорошем качестве hd видео

Видео скачать на телефон бесплатно