Кадастр земли – это упорядоченный свод задокументированной информации про правовое, хозяйственное и природное положение земли.
Правила ведения земельного кадастра в Российской Федерации определяются Земельным кодексом РФ.
В бывшем СССР ведение кадастра земель определялось Основами земельного законодательства Союза Советских Социалистических Республик и отдельных республик СССР от 1968г.
Как следует из закона РФ от 2.01.2000г. №28-ФЗ, государственный кадастр земель – это упорядоченный свод задокументированных данных, которые получены после проведения федерального кадастрового учета земель, про расположение, правового и целевого назначения земель РФ и данных про территориальные зоны, а также присутствие на участках земли и связанными с этими участками объектов недвижимого имущества. Но третьим пунктом статьи №20 Федерального закона №66-ФЗ от 13.05.2008г., бывший закон «О государственном земельном кадастре» утратил силу. После принятия в 2007г. Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» вводится новое понятие – «государственный кадастр недвижимости».
Кадастровый учет участков земли государством выполняется как индивидуализация и описание в Едином государственном реестре земель участков земли, после чего каждый участок земли получает индивидуальные характеристики, что дает возможность выделить его однозначно из других участков земли, а также провести его экономические и качественные оценки. Вместе с этим при проведении кадастрового учета участков земли каждому из них присваивается уникальный кадастровый номер.
Федеральный земельный кадастр был создан и ведется для обеспечения информацией федерального и муниципального управления земельных ресурсов, федерального контроля за охраной и использованием земель, различных мероприятий, сохраняющих и повышающих плодородие земель, регистрации государством недвижимости и сделок с недвижимостью, землеустройства, а также прочей информации, которая связана с использованием и распоряжением земельными участками.
Кроме сведений, которое по законам Российской Федерации отнесены к информации с ограниченным доступом, сведения федерального земельного кадастра открыты для всех.
Государственным органом исполнительной власти, который осуществляет деятельность в области ведения федерального земельного кадастра, до 2008 года являлось Федеральное кадастровое агентство объектов недвижимого имущества, или Роснедвижимость. Как следует из Указа Президента Российской Федерации №1847 от 25.12.2008г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» это агентство было упразнено.
Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую
Регулирование различных отношений, которые возникают при переводе земли или земельного участка в составе этой земли из одной категории в другую категорию, проводится на основании Земельного кодекса РФ, Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также другими законами и принимаемыми на их основании нормативными актами различных субъектов РФ. Земельный кодекс включает в себя общие положения, которые касаются процедуры перевода и определения компетенции органа, которому принадлежит тот или иной участок земли.
Из Земельного кодекса следует, что земля, которая находится в собственности государства, принадлежит Правительству Российской Федерации, земля, которая находится в собственности субъектов РФ, а также земля, сельскохозяйственного предназначения, которая находится в муниципальной собственности, принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земля, которая находится в муниципальной собственности, принадлежит органам местного самоуправления. Вместе с этим земли, на которых расположены поселения, вне зависимости от формы собственности на эти земли имеют специальную норму перевода в другой вид собственности. Перевод земель, на которых находятся поселения в другие категории и обратный перевод осуществляют органы федеральной власти субъектов РФ.
Порядок и состав подготавливаемых документов, которые нужны для перевода земли и участков земли в их составе из одной категории в другую категорию, установлены второй статьей Земельного кодекса Российской Федерации. Как следует из этой статьи, главными документами являются: ходатайство с указанием основных индивидуальных признаков участка земли, таких как кадастровый номер, земельная категория, основание для перевода, права субъекта на этот участок земли.
В результате правового анализа предоставленных документов принимается либо решение о переводе либо решение об отказе. Основания для отказа законодатель четко указал в ст.4 ЗК РФ :
После правового анализа поданных документов, решение принимается либо об переводе земли в другую категорию, либо об отказе в переводе. Законодательством установлены основания для отказа в четвертой статье Земельного кодекса Российской Федерации. Ими могут быть: установление ограничения для перевода земли из одной категории в другую категорию или полного запрета на такой перевод, отрицательное заключение экологической экспертизы, обнаружения несоответствия запрашиваемого целевого назначения земли или участков земли утвержденным документам документации по планировки территории, территориального планирования, документации по землеустройству и лесоустройству.
Во второй главе Земельного кодекса Российской Федерации определяются особенности перевода земли или участков земли в их составе из одной категории в другую категорию. Эти особенности в первую очередь относятся к определенным категориям: земли особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда, земли запаса, земли специального назначения, земли под сельскохозяйственными угодьями, земли промышленности, земли поселений, земли энергетики, земли транспорта, земли связи, земли радиовещания, земли телевидения, земли информатики, земли обороны.
Относительно практического решения вопроса о переводе земель, то практическое решение отличается от теоретического, которое прописано в законодательстве, так как отсутствует налаженный механизм в действиях чиновников. Чаще всего владельцы земель реализовывают свои права, которые им гарантируется законодательством, в судебном порядке. В последнее время судебные органы имеют определенную позицию, которая помогает заявителям обходить коллизии, заложенные в нормах Земельного кодекса РФ и законе про перевод земельных участков в разные категории.