13 апреля пройдет акция Тотальный диктант

ГлавнаяИнтересное Игорь Вишневский
Источник фото: Getty Images

Во всем мире сегодня, 13 апреля, стартует акция «Тотальный диктант». В течение часа — с 14:00 до 15:00 — участники будут записывать текст под диктовку филологов и знаменитостей. Проверят свои знания по русскому языку и петербуржцы.

Что такое «Тотальный диктант»

«Тотальный диктант» – это международная образовательная акция, в рамках которой жители всего мира ежегодно под диктовку пишут единый текст на русском языке. Мероприятие помогает бесплатно проверить грамотность и открыть для себя особенности речи.

Интеллектуальная игра помогает не только освежить в памяти школьные знания, но и приобрести новые.

Текст диктанта никогда не повторяется и каждый раз его готовит новый человек, чаще – один из известных российских писателей. Поэтому узнать текст заранее невозможно, объясняют организаторы. В этом году автором стал литературовед, член Союза российских писателей Павел Басинский.

В этот раз текст диктанта впервые будет разделен на 4 части вместо 3. Территория нашей страны включает 11 часовых зон, в каждой из которых участники напишут свой кусочек. Петербуржцы проверят силы, трудясь над третьей частью, созданной по мотивам произведения Максима Горького «На дне».

Сколько по времени будет длится тотальный диктант в 2019 году

В 2019 году тотальный диктант напишут более 200 тыс. человек. Один из организаторов рассказал, что цель создания проекта – показать, что необходимо писать грамотно, подготовка к данному мероприятию поможет подтянуть знания и вспомнить правила русского языка. В 2019 году участниками станут люди из 1000 населенных пунктов России и десятков стран мира.

Авторами текстов являются известные писатели, поэты, журналисты, драматурги, преподаватели школ и университетов. По времени диктант длиться около часа.

Цель проведения тотального диктанта:

  • привлечение внимания россиян к необходимости образования;
  • привлечение внимания СМИ к проблеме незнания грамматики родного языка;
  • все желающие смогут проверить свою грамотность в спокойной атмосфере;
  • повысить уровень грамотности через анализ и обсуждение ошибок;
  • более детально изучить сложные правила русского языка.

В тотальном диктанте могут принять участие все желающие, не обязательно указывать свое имя и фамилию. Проверять работу будут настоящие профессионалы: филологи с многолетним стажем работы. Правила и критерии оценивания для всех одинаковые.

Какой город стал столицей «Тотального диктанта-2019» и кто в нем будет читать текст?

В 2018 году участники впервые выбирали «столицу» «Тотального диктанта» — город, в котором текст прочтет сам автор. Тогда им стал Владивосток. В 2019 году столицей выбрали Таллин. 13 апреля в 14:00 по местному времени на главной площадке города — в Центре русской культуры — текст диктанта прочтет его автор, Павел Басинский. Другими площадками в Таллине станут Ласнамяэский легкоатлетический холл (там диктант прочтет главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов), спортивный холл «Калев» (прочтет актер театра и кино Кирилл Кяро), Бременская Башня (прочтет актриса и режиссер Татьяна Космынина) и Виймси.

Кто будет читать «Тотальный диктант» в Москве?

13 апреля в Москве откроется более 300 площадок. На многих из них текст прочитают деятели культуры, общественные деятели и другие известные люди. Среди них:

  • Петр Красилов, актер театра и кино (Московский педагогический университет)
  • Юрий Грымов, театральный и кинорежиссер (Московский драматический театр «Модерн»)
  • Тимофей Спивак, актер театра и кино, кинорежиссер (Московский финансово-юридический университет (МФЮА) — УК «Волгоградский проспект»)
  • Елена Бирюкова, актриса театра и кино (МФЮА — УК «Калужский»)
  • Алексей Дурново, журналист радиостанции «Эхо Москвы» (Граунд «Песчаная»)
  • Мария Аниканова, актриса театра и кино (Библиотека № 122 имени А. Грина)
  • Анастасия Орлова, детская писательница, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (Российская государственная детская библиотека)
  • Ирина Мирошниченко, актриса театра и кино, кинорежиссер (Дом культуры «Дружба»)
  • Андрей Эйхфус, телеведущий и журналист (Библиотека № 16, отдел «Библиотека префекта ЦАО»)
  • Егор Барановский, актер Малого театра (Библиотека № 192)
  • Василий Дахненко, актер театра и кино (Библиотека № 193)
  • Елена Антонишина, актриса ЦДА им. А.А. Яблочкиной (Библиотека № 195)
  • Сергей Ли, актер и певец (Библиотека № 48)
  • Александр Москвин, член Союза российских писателей (Библиотека № 161)
  • Ольга Михайлова, киноактриса и телеведущая (Библиотека № 145, Арт-зал)
  • Светлана Смирнова, актриса театра и кино (Библиотека № 148 имени Ф.И. Тютчева)
  • Светлана Лебедева, актриса (Библиотека № 243)
  • Борис Бурдаев, музыкант, продюсер, основатель группы «Братья Грим» (Школа № 2117)
  • Елизавета Овдеенко, магистр игры «Что? Где? Когда?» (Книжный магазин-лекторий «Читалка»)
  • Константин Крюков, киноактер и продюсер (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)
  • Елена Макарова, российская писательница (Дворец культуры «Салют»)
  • Екатерина Неволина, писательница и сценаристка (Библиотека № 213 им. Леди Украинки)
  • Владимир Варава, философ и писатель (Библиотека № 180)
  • Денис Курочник и Александр Соколов, радиоведущие (Центральная библиотека № 136 им. Л.Н. Толстого — детский отдел)
  • Ростислав Хаит, актер, сценарист, один из основателей «Квартета И» (Музей русского импрессионизма)
  • Дмитрий Быков, русский писатель, поэт и публицист (Лекторий «Прямая речь»)
  • Илья Любимов, актер театра и кино (Московский православный институт св. Иоанна Богослова)
  • Игорь Мытько, писатель, сценарист, редактор (Российский новый университет)
  • Наталья Малец, теле- и радиоведущая (Московская школа радио и телевидения)
  • Татьяна Веденская, писательница (Библиотека № 221 им. Р.И. Рождественского)
  • Марина Ахмедова, писательница и журналистка (Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова)
  • Юрий Сапрыкин, журналист, общественный деятель, руководитель образовательного проекта «Полка» (ГМЗ «Царицыно», Баженовский зал Большого дворца).

Кто и где будет читать «Тотальный диктант» в Санкт-Петербурге?

В северной столице откроются более 115 площадок для написания диктанта. В качестве «дикторов» выступят:

  • Юрий Дормидонтов, актер, ведущий прогноза погоды (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)
  • Игорь Мосюк, актер театра и кино (Гимназия № 85 Петроградского района)
  • Андрей Демьяненко, актер (Библиотека им. Б. Лавренева)
  • Анастасия Мельникова, актриса театра и кино (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого)
  • Софья Бетехтина, актриса театра и кино (Библиотека «В Озерках»)
  • Мария Лаврова, актриса театра и кино (Центральная районная библиотека им. В.Г. Белинского)
  • Наталья Щербакова, актриса театра и кино (Детская районная библиотека (Колпино))
  • Егор Лесников, актер, и Елизавета Белоусова, актриса (Центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина)
  • Анастасия Балуева, актриса (Библиотека «Ржевская» Красногвардейского района)
  • Анна Игнатова, писательница (Гимназия№ 11 Василеостровского района)
  • Ирада Вовненко, член Союза писателей Санкт-Петербурга (Торгово-развлекательный центр «Меркурий»)
  • Ирина Зартайская, детская писательница (Центральная детская библиотека Петроградского района)
  • Мария Семенова, писательница (Библиотека правой и экономической информации)
  • Ольга Туркина, поэтесса, писательница и художница (Библиотека № 6 Приморского района).

Звездные «дикторы» прочтут диктант и на его «исторической» родине — в Новосибирске:

  • Владимир Познер, журналист и телеведущий (Новосибирский государственный университет, новый корпус)
  • Егор Миловзоров, хоккеист клуба «Сибирь» (Новосибирский государственный технический университет)
  • Александр Винокуров, журналист, радиоведущий (Новосибирский государственный университет экономики и управления)ы

Как проходит мероприятие?

  1. Все собираются в аудитории, повторяют несколько правил русского языка под руководством филолога.
  2. Смотрят видеообращение и прочтение текста автором с экрана.
  3. Под диктовку преподавателя происходит запись рукой на бумаге.
  4. Затем тексты проверяются.
  5. Результаты публикуются на сайте проекта на страничке вашего города, результаты анонимны, каждый видит только свою оценку.

Чтобы узнать оценку, надо предварительно пройти регистрацию на официальном сайте Тотального диктанта.

Как подготовиться к диктанту?

Прошлый диктант подарил большое количество отличников. Организаторы надеются, что в следующем году их число увеличится, чему будут способствовать традиционные подготовительные курсы, которые будут и в Москве. Навыки, полученные на таких курсах, пригодятся не только во время написания диктанта, но и в обычной жизни.

Также рекомендуется читать художественную и профессиональную литературу и регулярно посещать тематические интернет-ресурсы.

 

Критерии выставления оценок за диктант

Оценка за диктант выставляется по следующим критериям:

Оценка «5» «4» «3»
Количество ошибок: орфографические/пунктуационные 0/0 0/2    0/3    0/4 0/5      0/6     0/7    0/8
0/1 1/0    1/1    1/2   1/3 1/4      1/5     1/6    1/7
2/0   2/1  2/2 2/3      2/4     2/5    2/6
3/0      3/1     3/2    3/3    3/5
4/0      4/1     4/2    4/4

Что даст участие в диктанте?

Участие в диктанте – это вызов себе, состязание, в первую очередь, с самим собой. И ваша оценка – это не ярлык, не клеймо, это повод выяснить, над чем стоит работать.

Тотальный диктант – это весело, интересно, это возможность убедиться, что не вас одного бросает в дрожь, когда вы видите «девчЁнка» или слышите «позвОнишь». Вы еще раз убедитесь в том, что быть грамотным – это не просто нормально, это нужно и важно для каждого современного человека.

А на некоторые позиции в тех или иных компаниях знание правил русского языка – прямая необходимость. Например, в компании «Доктор Веб» кандидатам на некоторые вакансии предлагается написать диктант. А тем, кто имеет сертификат отличника Тотального диктанта, дополнительный диктант писать уже не обязательно.

По результатам исследования крупнейшего российского портала по поиску работы оказалось, что предложение о работе и высокой зарплате чаще получают те кандидаты, которые грамотно пишут и говорят. Представители многих профессий, связанных с людьми, достаточно много общаются, и грамотная речь для них – это необходимость.
>
В завершение хочется лишь добавить, что Тотальный диктант, ежегодно проводимый на территории России, считается весьма ответственным и важным мероприятием, требующим соответствующей и тщательной подготовки. Осталось лишь ответить, готовы ли вы оценить собственные знания по русскому языку?

Текст тотального диктанта 2019 года

Часть 1. В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?

Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне — от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.

Разговоры об упадке вообще и Языка в частности — это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания — и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».

Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик — это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.

А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, — но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что — вместе с нами.

Часть 2. Невский проспект

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.

Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня!

Часть 3. История о Западе и Востоке

Минут через десять Тарвин начал догадываться, что все эти усталые, измученные люди представляли интересы полдюжины различных фирм Калькутты и Бомбея. Как и каждую весну, они без всякой надежды на успех осаждали королевский дворец, пытаясь получить хоть что-то по счетам с должника, которым был сам король. Его Величество заказывал все подряд, без разбору, и в огромных количествах — расплачиваться же за покупки очень не любил. Он покупал ружья, несессеры, зеркала, дорогие безделушки для каминной полки, вышивки, сверкающие всеми цветами радуги елочные украшения, седла и конскую сбрую, почтовые кареты, экипажи с четверками лошадей, духи, хирургические инструменты, подсвечники, китайский фарфор — поштучно или оптом, за наличные или в кредит, как заблагорассудится Его Королевскому Величеству. Теряя интерес к приобретенным вещам, он тут же утрачивал и желание платить за них, так как мало что занимало его пресыщенное воображение дольше двадцати минут. Иной раз случалось так, что сама покупка вещи удовлетворяла его сполна, и ящики с драгоценным содержимым, прибывавшие из Калькутты, оставались нераспакованными. Мир, воцарившийся в Индийской империи, мешал ему взяться за оружие и направить его против своих собратьев-королей, и он лишился единственной радости и забавы, которая тешила его самого и его предков на протяжении целых тысячелетий. И все же он мог играть в эту игру и сейчас, правда, в несколько видоизмененной форме — воюя с приказчиками, тщетно пытающимися получить с него по счету.

Итак, по одну сторону стоял сам политический резидент государства, посаженный на это место для того, чтобы обучать короля искусству управления, и главное, экономии и бережливости, а по другую сторону — точнее сказать, у дворцовых ворот, обыкновенно находился коммивояжер, в душе которого боролись презрение к злостному неплательщику и присущее каждому англичанину благоговение перед королем.

Часть 4. Орфография как закон природы

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.