Online video hd

Смотреть нежное видео

Официальный сайт moscowout 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

04.04.2005

Интернет-пресс-конференция Руководителя Федеральной Регистрационной службы Сергея Николаевича Мовчана. Всероссийское совещание Федеральной регистрационной службы РФ и ее территориальных органов.


Вступительное слово ведущего.


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пресс-центр РБК начинает эксклюзивную интернет-пресс-конференцию директора Федеральной регистрационной службы, главного государственного регистратора РФ Сергея Николаевича Мовчана. Тема сегодняшней конференции: «Всероссийское совещание Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов». У нас сегодня также присутствует целая команда Вашей службы, разрешите всех представить. К нам приехали начальник управления государственной регистрации прав на недвижимость Олег Николаевич Трофимов; начальник управления по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Олег Васильевич Черныш; начальник управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Алексей Гайярович Жафяров; начальник управления по контролю в сфере адвокатуры и нотариата и правовой помощи Оксана Викторовна Сарайкина. У нас присутствуют представители СМИ. Дорогие коллеги, план сегодняшнего мероприятия следующий. Так как мероприятие вызвало огромнейший интерес среди интернет-пользователей, сначала мы предоставим им возможность задать вопросы нашим гостям, а затем я обязательно предоставлю всем слово. Хочу подчеркнуть, что все желающие смогут задать вопросы нашим гостям.


Вступительное слово С.Мовчана.


Здравствуйте, уважаемые друзья! Здравствуйте, уважаемые пользователи интернета, глобальной всемирной паутины! Нам очень приятно и ответственно оказаться в студии такой уважаемой организации, как «РосБизнесКонсалтинг». Мы действительно хотели бы поделиться с вами тем, что мы успели сделать за эти три месяца, которые прошли со времени становления службы, ответить на ваши вопросы и, наверное, услышать критику в наш адрес, которая, несомненно, есть, а потом использовать ее при уточнении и нормализации определенных аспектов нашей деятельности. Поэтому, наверное, для затравки я начну с того, как мы возникли и что мы за эти три месяца сделали, коль скоро сегодня тема - первое всероссийское совещание. Наша служба была образована указом президента № 1315. Первого декабря 2004 г. указом президента Российской Федерации я был назначен директором этой федеральной службы. С 1 января с.г. эта служба должна была заработать в полном объеме. Для того, чтобы вы поняли тот объем работы, который необходимо было сделать меньше, чем за месяц, приведу несколько цифр, которые вы наверное, оцените. За это время нужно было внести изменения в 32 действующих нормативных акта, успеть привести эти изменения в соответствие с действующим законодательством, Это были федеральные законы, постановления правительства, приказы Минюста. Необходимо было издать 89 нормативных актов субъектов Федерации, согласовать назначения 77 руководителей территориальных органов, 215 их заместителей и более 1200 руководителей обособленных подразделений. Всего же в службу нужно было принять более 25 тыс. человек, при всем том, что центральный аппарат составляет всего 143 человека. При этом еще нужно было принять в федеральную собственность еще 89 учреждений юстиции, которые ранее занимались регистрацией сделок с недвижимостью только на уровне субъектов. Это все нужно было сделать в пределах месяца. При всем при том основная задача была следующая: максимально не потерять людей, которые работали в этой службе, потому что это профессионалы, а что такое вырастить профессионалов, вы все прекрасно знаете. И максимальная задача была не допустить даже приостановки деятельности. Это, в частности, большая тема - регистрация сделок с недвижимостью, и эта задача решена успешно. При этом, как отмечалось на совещании, у нас существует несколько проблем. Я не буду оригинален, если скажу в продолжение темы о персоналиях, что наши люди, к сожалению, потеряли в зарплате при переходе с субъектового уровня на федеральный. Это, конечно, одна из основных проблем сегодня. Потому что раньше субъекты Федерации имели право выплачивать свои местные надбавки, а также существовал еще внебюджетный фонд, куда отчислялась часть платы за регистрацию, из которого также можно было поощрять людей. Все это складывалось в достаточно приличные суммы. Во-вторых, мы потеряли в численности. Хотя ранее упомянутые цифры были вроде и приличные, но на самом деле, смею вас заверить, людей все-таки не хватает. Кроме всего прочего, сейчас при тщательном рассмотрении мы убедились в том, что более чем в 50 субъектах Федерации действуют совершенно разные программные продукты, на которых непосредственно висит, если можно так сказать, наш единый государственный реестр права сделок на недвижимость, и это не облегчает задачу. Но нам надо стремиться к единому программному продукту и чтобы к нему был нормальный доступ, естественно, в рамках закона. Это, наверное, основное, что я бы хотел сказать.


А.Альдяков (Москва): Уважаемый Сергей Николаевич, недавно Ваша служба провела всероссийское совещание. Расскажите об его итогах.


С.Мовчан: Это было действительно первое всероссийское совещание уже вновь созданной Федеральной регистрационной службы. Оно не было посвящено анализу деятельности за прошлый год, потому что мы еще в том качестве не существовали, а подведению итогов того, что было сделано за период реорганизации. О части задач я уже сказал, мы их решаем в тесном взаимодействии с Министерством юстиции, ибо мы то ведомство, которое подведомственно Минюсту. Следующее: все присутствующие здесь начальники отделов могут затем добавить от себя, что они планируют сделать в этот период. Если говорить кратко, то, например, с точки зрения управления сделок с недвижимостью здесь в первую очередь необходимы приведение в соответствие нормативных актов и выработка единой методики, которая накрывала бы всю страну. Что имеется в виду под единой методикой? Для того, чтобы человек, переезжая из Орловской области, например, на Камчатку, понимал, что есть единые требования к подаче документов (хотя мне могут сразу же возразить и сказать, что они определены законом). Определены-то они определены, но чиновник на месте может допускать определенный люфт. Поэтому здесь это должно быть неукоснительно использовано. Кроме всего прочего, сейчас возникает целая масса вопросов по непосредственному применению федеральных законов или нормативных актов, которые выходят в сфере недвижимости. Поэтому, на мой взгляд, наше толкование, толкование совместно с Минюстом по поводу тех или иных вопросов здесь должно быть совершенно четкое. По вопросам, например, саморегулируемых организаций тоже существует определенный спектр проблем, и там тоже нужно доказывать, что мы - единый федеральный регистрационный орган, который проводит единую регистрационную политику. По партиям - это, наверное, основной вопрос, который сегодня есть в связи с новой редакцией закона о партиях. Нам нужно будет четко смотреть, какая из партий будет его исполнять. Осуществлять за этим контроль. По поводу адвокатуры и нотариата могу сказать, что существует такое понятие, как госнотариат. Это отдельная тема, достаточно тяжелая. Люди не имеют права оставаться без нотариальной помощи. И тема, которая сейчас достаточно часто стала муссироваться в СМИ, - это создание государственных юридических бюро по обслуживанию малообеспеченных слоев населения. Подчеркиваю, это не создание альтернативной адвокатуры. И в последующем готов еще раз подчеркнуть, чтобы не получалось, что кто-то там намерен поссорить нас с адвокатским сообществом. Поэтому, если говорить кратко по итогам совещания, то этот тот самый круг вопросов, которые мы намерены решать.


П.Петров (Краснодар): Что все-таки будет с приватизацией? Ее отменят или нет?


С.Мовчан: По данному вопросу уже есть федеральный закон, который совершенно четко определяет, что так называемая "бесплатная" приватизация на жилье заканчивается 1 января 2007г. Далее упоминания о приватизации жилого фонда я ни в одном из федеральных актов и законов не видел.

О.Черныш: Если совсем быть точным, то если право на приватизацию, в частности, жилого фонда, то есть жилища, возникло до 1 марта 2005 г., то граждане до 1 января 2007 г. могут прийти и зарегистрировать приватизированные квартиры. Если же право возникло после 1 марта 2005 г. по договору социального найма, то передача в собственность будет осуществляться на возмездной основе, оно подлежит регистрации, то есть мы будем регистрировать.


Н.Кобелев (Санкт-Петербург): Какие изменения ожидают порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество?


О.Трофимов: Общий порядок проведения госрегистрации определен федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, с.13 этого закона. На сегодняшний день вносить какие-либо изменения в указанную статью не планируется. Наряду с этим по первой инстанции приступило к работе подразделение центрального аппарата - отдел по регистрации прав на недвижимое имущество. По первой инстанции будут регистрироваться предприятия как имущественные комплексы и объекты недвижимого имущества - линейные сооружения, расположенные на территории более одного регистрационного округа. Приказом Министерства юстиции № 16 от 4 марта 2005 г., который опубликован в «Российской газете» 22 марта 2005 г., определен порядок взаимодействия между центральным аппаратом госрегистрации и территориальными органам. Хочу сказать, что порядок, определенный ст. 13, не изменился, просто на центральный аппарат возложены определенные обязанности по регистрации предприятий как имущественного комплекса со всей страны, т.е. это будет регистрироваться только в г. Москве. На сегодняшний день регистрация идет, много консультаций, много заявок.

С. Мовчан: Я в добавление, наверное, к тому, что сказал Олег Николаевич, хочу сказать следующее. Чтобы Вы поняли тот объем работы, который возложен на центральный аппарат, вот на этих 143 человек, а управление у него гораздо меньше, могу сказать - на описание одного объекта иногда затрачивается до суток, и объект даже не разложить в одном кабинете. Например, трубопровод. При этом возникает колоссальное количество вопросов. Иногда стоимость этих имущественных комплексов может доходить до нескольких десятков миллиардов рублей. При этом сегодня Федеральная регистрационная служба - не просто ведомство, которое издает нормативные акты в своей сфере, она еще занимается регистрацией.

О.Трофимов: Дополняя Сергея Николаевича, могу сказать, что в целях единообразного применения законодательства о регистрации прав на имущество и сделок с ним на Росрегистрацию возложен правовой и ведомственный контроль, т.е. у нас есть определенный порядок, утвержденный Сергеем Николаевичем, - каким образом мы будем контролировать единообразное применение законодательства о регистрации, а также обеспечение соблюдения единых правил и подходов к ведению ЕГРП, т.е. единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Берендеев (Пятигорск): Ваша служба осуществляет контроль за деятельностью политических партий в РФ. Существуют ли какие-либо критерии при регистрации новых партий и движений?


А.Жафяров: Каких-то специальных критериев для регистрации новых партий не существует. Здесь нужно отметить, что в конце года в закон о политических партиях были внесены изменения, в соответствии с которыми увеличены требования к численности политических партий, численности их региональных отделений, и при регистрации вновь создаваемых политических партий мы соответственно применяем новые требования, установленные законом.


О.Роговский (Назрань): Сколько партий может быть в России?


А.Жафяров: В России может быть столько партий, в скольких испытывает потребность российское общество. Разумеется, столько партий, сколько могут выполнить те требования закона, которые установлены к их численности.


А.Савкин (газета «Бизнес»): Вы упомянули в начале выступления, что чиновники на местах допускают некоторый люфт в том, какие документы нужно представлять для регистрации прав собственности. Не могли бы Вы рассказать поподробнее, что они требуют сверх того, что установлено законом? Как могут граждане на это отвечать? И еще: было упомянуто, что 14 млн. прав и сделок будет зарегистрировано в 2005 г. Скажите, эта цифра увеличивается или уменьшается?


С.Мовчан: Сразу отвечу, что эта цифра увеличивается на 15%. Как правило, если мы рассматриваем эти сделки, то там ведь не одна сторона, а как минимум две, а то и три. Поэтому представьте только, сколько людей вовлечено в этот оборот. А с учетом того, что сейчас есть закон о долевом строительстве и об ипотеке, то еще раз подчеркну, что наши органы приобретают некое экономическое значение в данной ситуации. По поводу того, какой люфт все-таки допускают наши органы, могу сказать, что подразделение Олега Николаевича Трофимова занималось проверками, и он, я думаю, приведет наиболее типичные примеры.

О.Трофимов: К примеру, долевое участие граждан в бывшем колхозе в Краснодарском крае, их свыше тысячи человек. Вместе ли они должны прийти? Закон говорит, что да, вместе, все до единого должны прийти. И должны ли они заплатить всего лишь 500 руб. или каждый из них должен заплатить по 500 руб. за удостоверения права за эту долю. В одном регионе это понимают так, в другом - по-другому. Унифицировав эти положения, мы направляем письмо, что в данном случае 500 руб. должны быть разложены на каждого участника регистрации этой доли. И весь вопрос о том, кто при регистрации сделки, с одной стороны - юридическое лицо, с другой - физическое. При регистрации сделки с юридического лица плата составляет 7 тыс. 500 руб., с физического - 500 руб. Какую плату надо брать? Мы обратились за консультацией в Минфин, и нам разъяснили, что нужно исходить из того, что плата в данном случае берется с юридического лица, то есть 7 тыс. 500 руб. Это если говорить о люфте. Понимание разное, даже у юристов всегда есть несколько мнений. Поэтому мы пытаемся привести это к единому знаменателю и будем работать над унификацией и методологией подходов при приеме документов.


«Независимая газета»: Министр юстиции на том самом всероссийском совещании упомянул, что среди зарегистрированных Вами общественных организаций порядка 50 тыс. «мертвых душ», и реестр придется как-то упорядочить. Нельзя ли поподробнее, как это будет происходить, в какие сроки? Существует ли соглашение о совместных проверках политических партий главой ФСБ и другими силовыми структурами, которым Алексей Гайярович перепугал участников конференции?


С.Мовчан: Я думаю, второй вопрос наверное все-таки к Алексею Гайяровичу, раз он перепугал. Еще раз подчеркиваю, мы не хотим, чтобы наш орган рассматривали в качестве угрожающего органа. Есть функции, которые прописаны у этого органа, у него есть права, но у него есть и обязанности, поэтому будем действовать только в рамках правового поля. Теперь о том, что касается превышения численности «мертвых душ». Был проведен мониторинг, мы выявили те субъекты Федерации, где «висят» несколько тысяч этих юридических лиц. Это либо не соответствует нашим цифрам, количеству зарегистрированных у нас организаций, либо не соответствует цифрам, имеющимся в налоговых инспекциях. Поэтому сейчас будут проводиться проверки, а потом мы обратимся в суд по поводу исключения их из реестра.

А.Жафяров: По поводу второго вопроса хочу сказать, что специальных соглашений по проведению проверок политических партий мы не подписывали. Речь идет о том, что в ходе осуществления контроля за деятельностью политических партий мы можем обращаться в правоохранительные органы с просьбой о проверке той или иной информации, проверять которую они сами не уполномочены или не имеют права в силу закона. Я не вижу в этом ничего предосудительного или угрожающего.


А.Плеханов (Магадан): Скажите, пожалуйста, каков Ваш прогноз, исчезнут ли очереди для получения прав на квартиру?


С.Мовчан: Это, наверно, как раз то, что я упустил, но оно тоже очень важно. На этом совещании мы все сошлись во мнении, что очереди - это очень страшное явление, которое уходит в определенную эпоху, и, естественно, с этим нужно нещадно бороться. Подчеркиваю, что я хочу сейчас не защитить честь мундира, а напомнить о тех людях, которые у нас сейчас занимаются. Есть перегрузка, меньше работы у нас не стало. Мы анализировали этот вопрос. Очереди были и раньше и сегодня остались примерно на том же уровне. Естественно, что это позорно, и мы с этим будем бороться. Мы будем минимизировать количество очередей. Здесь самое главное в другом - чтобы определенные люди, нечистые на руку, не создавали эти очереди искусственно, упаси Господь, не торговали бы этими очередями, а наши сотрудники, естественно, должны поставить себя на место тех людей, которые находятся в очередях.

О.Трофимов: Дополняя скажу, что в этом году планируется приход 14 млн. граждан для регистрации прав и сделок с недвижимостью. Это очень много, но процесс приема совершенствуется, в частности, идет автоматизация процесса. Мы пытаемся сделать все для этого, вместе с нашими коллегами из Роснедвижимости изучаем, в частности, опыт Татарии по реализации принципа «одного окна». Многое зависит, конечно, и от самих руководителей обособленных подразделений и территориальных органов. Нужно точно знать, как будет отрегулирован внутренними документами процесс приема, потому что с тем количеством людей, которое на сегодняшний день определено указом президента, мы не уберем очереди, однако, если говорить о субъективном воздействии на сокращение очередей, мы будем для это этого принимать все меры.

С.Мовчан: На этом совещании у нас возникла еще одна тема, которая была предложена его участниками и нашла у них понимание - это создание регистрационного конвейера. Когда анализируются причины, почему возникают очереди, убираются излишние фрагменты, чтобы человек не ходил по кругу несколько раз. Повторяю, все должно анализироваться и подвергаться сомнению, совершенствоваться на уровне наших регистрационных округов.


В.Семин (Ломоносов): Как будет осуществляться в новых условиях контроль в сфере адвокатуры и нотариата? Ваше личное мнение о перспективах деятельности этой сферы?


О.Сарайкина: Контроль, безусловно, будет осуществляться в рамках тех нормативных актов, которые действуют в этой области, в сфере адвокатуры - это закон «Об адвокатуре РФ», в сфере нотариата - основы законодательства РФ о нотариате, и, безусловно, наши полномочия, которые закреплены указом № 1315 от 13 октября 2004 г. На сегодняшний день функции в сфере адвокатуры начинаются с участия наших территориальных органов в работе квалификационной комиссии, то есть в допуске к адвокатской деятельности, затем - ведение реестров. Эта функция возложена сегодня на территориальные органы Росрегистрации, она имеет очень важное значение для наведения порядка в этой области. Затем выдача удостоверений адвокатам, которые являются единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Поэтому, пользуясь случаем, хотела бы призвать наших граждан не стесняться и спрашивать у адвокатов эти удостоверения, где должны быть указаны реестровые номера, по которым всегда можно проверить, действительно ли это лицо внесено в реестр адвокатов, если вдруг вызывает сомнение подлинность удостоверения или что-то еще. В свою очередь мы приняли максимум мер для того, чтобы эти удостоверения были надежно защищены от подделок и т.д. Кроме того, наши территориальные органы наделены правом вносить представления в адвокатские палаты. Нужно сказать, что квалификационные комиссии, в которых территориальные органы участвуют, не только допускают к квалификационному экзамену, но и осуществляют контроль за деятельностью адвокатов. Территориальные органы, участвуя в этом процессе, безусловно, имеют возможность влиять на решение, принимаемое этой квалификационной комиссией. И, кроме того, есть непосредственное право внесения представлений в Совет адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката, если территориальный орган видит, что есть к этому основание. Более того, у тероргана есть право инициировать созыв собрания адвокатов или конференции, в случае если Совет адвокатской палаты не принимает надлежащих мер по исполнению законодательства. Что касается нотариата, то здесь тоже имеется целый комплекс мероприятий начиная от допуска к стажировке, участия в квалификационных комиссиях и заканчивая контролем. Контроль осуществляется непосредственно территориальными органами Росрегистрации за профессиональной деятельностью как государственных нотариусов, так и за частнопрактикующих, контроль за которыми осуществляют нотариальные палаты. За соблюдением нотариального делопроизводства следит совместный контроль органов Росрегистрации и нотариальных палат. И, хочу сказать, что в большинстве субъектов РФ контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, как правило, осуществляется совместно терорганами Росрегистрации и нотариальными палатами. И естественно, что это все делается не ради осуществления этого контроля, а для того, чтобы защитить права граждан на получение квалифицированной юридической помощи как со стороны адвокатов, так и со стороны нотариусов.


Д.Писаренко (г.Одинцово): Вы занимаетесь созданием единого государственного реестра и, прежде всего, по сделкам с недвижимостью. Из каких средств предполагается финансирование этого тяжелого процесса?


С.Мовчан: Сразу могу сказать, что финансирование этого процесса, действительно очень серьезного, мы можем вести только из средств федерального бюджета.


В.Усанов (г.Кострома): Уважаемый Сергей Николаевич! Обладает ли Ваша служба правом законодательной инициативы?


С.Мовчан: Нет, мы не являемся субъектом законодательной инициативы, и все наши предложения в этой части мы имеем право адресовать через Министерство юстиции Российской Федерации.


А.Дижевский (Владивосток): Каким образованием должны обладать Ваши сотрудники? Какие у Вас кадровые критерии?


С.Мовчан: Честно говоря, с удивлением смотрю, что человек не спит во Владивостоке, вот что значит интернет. Спасибо за вопрос. Здесь у нас не может быть двух мнений. Есть указ президента, согласно которому специалисты - федеральные государственные служащие - набираются на работу, соответственно, с высшим образованием. Но в данной ситуации, например, в управление государственной регистрации прав на недвижимость, в подразделение территориального органа, который занимается регистрацией сделок с недвижимостью, без юридического образования и подходить нечего. Необходимо не просто юридическое образование, а еще сдать соответствующий квалификационный экзамен на государственного регистратора, и только после этого тебе могут предоставить право ставить печать и свою подпись на правоустанавливающих документах.


А.Вершков (Екатеринбург): Что ждет организацию арбитражных управляющих? Как Вы видите это развитие?


О.Черныш: Уважаемые коллеги, здесь можно было бы сказать шире. Вообще саморегулирование в России ждет большое будущее. Государство и законодатели определились, что чрезмерная зарегулированность со стороны государства в тех или иных областях правоотношений, в т.ч. в экономике и бизнесе, не должна быть излишней, она должна обеспечивать контроль за соблюдением действующего законодательства в стране, а все остальные вопросы должны решать профессиональные сообщества в той или иной области. Поэтому на сегодняшний день в Госдуме идет работа по подготовке ко второму чтению законопроекта о саморегулируюмых организациях. По этому принципу будут определены многие профессии, нотариусы, адвокаты и все остальные должны стать членами СРО (саморегулируемой организации). Не случайно все они находятся как бы в поле деятельности нашей службы. Первыми ласточками в РФ были арбитражные управляющие, которые были организованы по этому принципу, и многие скептики в нашей стране в принципе не верили в то, что это быстро удастся. Буквально в течение 2 месяцев были созданы в России первые 18 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на сегодня их в реестре 39. Не все успешно работают, искренне скажу, с некоторыми в рамках наших полномочий мы выясняем отношения. Но вместе с тем основная масса прошла период становления, ее ждет будущее в развитии не только СРО, но и союзов этих организаций, которые по профессиональному принципу заставят членов этих организаций объединяться по другим аспектам в целях защиты своих корпоративных прав, интересов и всего остального. Что касается прямой работы, наверное, Вы задали этот вопрос в связи с тем, что на фоне административной реформы институт банкротства свое существование в некотором смысле приостановил. Вы, наверное, заметили, что у нас на этом поле не было никаких особых эксцессов в стране. Я уверен, что в ближайшее время работы у арбитражных управляющих и, естественно, СРО прибавится в связи с тем, что государство в лице Федеральной налоговой службы активно сейчас начнет подавать заявления на процедуру банкротства предприятий-должников. Кроме того, не секрет, что в РФ большое количество отсутствующих должников - это те фирмы-однодневки, которые создавались для какой-то определенной сделки, там ничего нет: ни имущества, ни руководства, ни офиса, ни адреса. Их нужно тоже ликвидировать, а, кроме того, по новому ФЗ № 127 за проведение этой процедуры арбитражному управляющему должна выплачиваться заработная плата, поскольку ранее арбитражные управляющие, якобы, делали эту работу бесплатно, а вместе с тем использовали деньги тех должников в тех процедурах, откуда можно было взять. Это, наверное, неправильно. Поэтому предстоит много работы в ближайшее время. Наверное, когда-нибудь наступит в стране экономическое изобилие, и, как классик говорил, мы вместе с прялкой и банкротство сдадим в музей. Но я боюсь, что это не скоро произойдет, поскольку в благополучной Англии, например, банкротства существуют 450 лет, и любые рыночные отношения в себе это подразумевают. Я думаю, что на ближайшую перспективу у них большое будущее.


Вопрос А.Г.Жафярову: Как будет решаться вопрос о регистрации иностранных религиозных организаций в РФ?


А.Жафяров: Я не предвижу здесь каких-либо изменений в ближайшем будущем. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных организациях установил, что у нас не регистрируются иностранные религиозные организации, у нас могут только открываться представительства иностранных религиозных организаций, которые, кстати, не имеют права юридического лица и не имеют права заниматься непосредственно своей религиозной деятельностью на территории России.


М.Рожков (г.Химки): Вы проверяете политические партии, а как происходят эти проверки?


С.Молчанов: Я, наверное, отшучусь, поскольку и для меня эта тема также пока не ясна. Я думаю, что человек, который непосредственно занимается этой темой - Алексей Гаярович Жафяров ответит на этот вопрос.

Алексей Жафяров: По закону о политических партиях Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением политическими партиями действующего законодательства и соблюдением ими положений собственных уставов, соблюдением целей их деятельности. Этот контроль может осуществляться как по какой-то информации, которая поступает к нам из средств массовой информации, по информации, которую направляют нам органы власти, так и в инициативном порядке путем посещения каких-то публичных мероприятий, проведения проверок. Здесь принцип контроля заключается в том, что мы проверяем, как правило, партии, если речь идет о плановом контроле, одновременно и региональные отделения, и центральный аппарат этих политических партий.


А.Шарипова («Газета»): У меня вопрос по поводу пакета законов по рынку доступного жилья. Там есть поправки, касающиеся единого госреестра прав, которые направлены на защиту прав добросовестных приобретателей квартир. Разъясните, пожалуйста, согласно этим поправкам, если сделка признается, условно говоря, «нечистой», то сотрудники вашей службы должны год искать злоумышленников, а если не найдут, то компенсация в размере 1 млн. руб. полагается тем, с кем не была согласована продажа квартиры или любая другая сделка по данной квартире. Не могли бы немного разъяснить это положение?


О.Трофимов: Этот вопрос можно поделить на две части. Во-первых, искать будем не мы. Если сделка совершена недобросовестными приобретателями, то заниматься будут правоохранительные органы. Если же умышленно из регистраторов кто-то совершит подлог или зарегистрирует сделку, где недостаточно было документов или документы будут, очевидно, подложными, в этом случае казна несет ответственность в размере до 1 млн. руб. Сергей Николаевич уже сказал, что государственный регистратор - это довольно самостоятельное процессуальное лицо, есть особый порядок подготовки таких лиц, приема на работу. Кроме того, сейчас готовятся документы о внесении должности государственного регистратора в реестр государственных служащих гражданской службы РФ. Мало того, Сергей Николаевич уже говорил, что прежде чем стать регистратором, нужно получить высшее юридическое образование, затем, проучившись в специализированном вузе, сдать квалификационный экзамен определенной комиссии. Далее документы о высшем образовании, о здоровье, о сдаче квалификационного экзамена, подлинник документа о специализированном образовании поступают в специальную комиссию. Только после этого состоится назначение человека на должность госрегистратора. Таких людей в РФ на сегодня 4 тыс. 200 человек.


Д.Иванов (Петрозаводск): Существует ли общая база данных Вашей службы? Где ее можно найти? Кто ей может воспользоваться?


С.Мовчан: К сожалению, нет, такой общей базы данных пока не существует. Существует разрозненная база данных каждого субъекта Федерации, которую раньше вели по поводу прав сделок на недвижимость. И сегодня одна из основных задач у нас - сделать единую базу. Во-вторых, если брать уже по профессиональным признакам, то должна быть единая база по адвокатам, по нотариусам. На сегодня в этом вопросе продвинулся хорошо только Олег Васильевич Черныш - у него есть единая база по арбитражным управляющим.

О.Черныш: В едином государственном реестре саморегулируемых организаций на сегодняшний день 39 СРО. Мы два реестра ведем - саморегулируемых организаций и реестр арбитражных управляющих, в котором на сегодня 5 тыс. 622 арбитражных управляющих, соответствующих требованиям ст.20 закона о банкротстве.

С.Мовчан:У нас сейчас уже стадия выхода в наш сайт, сайт Росрегистрации, где мы обязаны предоставлять в соответствии с ФЗ раз в 2 недели минимум по арбитражным управляющим.

О.Черныш: Вчера мы вывесили на сайте в Московской области (в связи с тем, что мы сейчас из Минюста перешли сюда и по закону обязаны давать информацию, она открыта, доступна, за исключением конфиденциальных сведений), где с этими данными можно ознакомиться, пока мы не запустим свой сайт в полном объеме.

С.Мовчан: Я думаю, что уже в этом месяце мы точно откроем свой сайт, и мне кажется, что он будет информативен и интересен для пользователей.

О.Черныш: Уточняя, я все же скажу, что единый госреестр на регистрацию прав и сделок с ним на сегодняшний день не экстерриториален, но он ведется в едином формате в каждой области, т.е. есть дела правоустанавливающих документов, книги входящих-исходящих арестов и выдачи свидетельств и разделы. На каждое зарегистрированное право существует свой раздел, таким образом, есть единый подход по всей России. Все это есть и в электронном виде - 50 программных продуктов. Наша задача как раз унифицировать его, чтобы соблюдался принцип экстерриториальности. Я думаю, это будет года через полтора. На сегодня в едином госреестре прав и сделок 46 млн. разделов! Все это обязательно еще ведется и на бумажных носителях. Причем сдать их в государственный архив мы не сможем даже после принятия закона об архивном деле в РФ в ближайшие 15 лет - все это будет удваиваться ежегодно. Это настоящая проблема.


Ю.Закиров (Калининград): Развивается ли международное сотрудничество вашей службы и с какими странами?


С.Мовчан: Мы действительно еще очень молоды, но при этом у нас есть очень могучий коллега - это Министерство юстиции, у которого очень широко развиты связи с коллегами из Минюста других стран. Мы уже контактировали с болгарским Министерством юстиции. Сейчас у нас очень хорошо будут развиваться, на мой взгляд, взаимоотношения с коллегами из Финляндии, Швеции, Франции. Сегодня недостатка в международных контактах у нас никакого нет.


К.Баранова (журнал «Нотариальный вестник»): Президент РФ В.Путин в своем выступлении на съезде судей отметил, что необходимо снять с судов нагрузку, в том числе путем развития внесудебных процедур и институтов. Как Вы видите подобное развитие и как планируете с взаимодействовать с внесудебными институтами, в том числе с нотариусами?


О.Сарайкина: Нам очень бы хотелось, чтобы нотариат как институт внесудебного разрешения споров наиболее активно участвовал во всех наших гражданских правоотношениях. Что в этой связи планируется? Во-первых, готовится большой системный проект закона, который должен снять те вопросы, которые накопились более чем за 12-летний период после принятия основ РФИ о нотариате. Безусловно, мы очень надеемся, что работа над этим проектом будет активизирована и продолжена, и основные вопросы участия нотариусов в процедурах будут этим законом решены. Речь идет о том, чтобы институт нотариата был публично-правовым. Его функция - совершение нотариальных действий от имени РФ, безусловно, предопределяет и требования к нотариальному сообществу, говорит о его месте в нашей правовой системе. Поэтому самое главное, на мой взгляд, на сегодняшний день - это становление и укрепление роли нотариата: принятие системного закона о нотариальной деятельности и ее организации. У него разные названия, но это должен быть системный проект, который должен урегулировать все пробелы в этом вопросе. В частности, вопрос допуска к нотариальной деятельности и закрытия тех районов, в которых сейчас нет нотариусов. У нас сейчас существует большая проблема оказания помощи населению в малонаселенных и труднодоступных районах, в которых нет нотариальной палаты и нет возможности обеспечения нотариальной помощью живущих там людей. Этот проект предусматривает решение и данного вопроса, поэтому мы, безусловно, будем говорить об укреплении и усилении роли нотариусов.


Вопрос: Сейчас муссируется проблема, что наш великий природопользователь господин Митволь проводит всяческие сносы, доказывает, что надо сносить и по закону, и, как известно, есть уже список. Меня интересует только один аспект этой проблемы: многие эти строения прошли официальную госрегистрацию. В этой связи вопрос: какую ответственность несет ваша организация или не несет никакой?


О.Трофимов: Ведение единого государственного реестра строений и зданий - это один вопрос, прав на них - это наша епархия. А то, о чем Вы говорите, это вопрос к Роснедвижимости. Это разные вещи. Мы в данном случае не знаем, внесены ли эти строения были в госреестр прав на недвижимость. Если это было до 1 января 2005 г., то это не наш вопрос, поскольку служба была создана до 1 числа. До 1 января 2005 г. ответственность нес субъект Федерации, причем лишь его учреждения, да и то в пределах средств, полученных как плата за госрегистрацию. Как правило, таких денег нет. А сейчас немного все иначе. Сейчас этот груз несет казна, но опять же в допустимых пределах. Но если это лицо совершает преступление, то существует регрессный порядок взыскания (из числа регистраторов, имеется в виду)

О.Черныш: Но Ваш вопрос можно рассмотреть и в другой плоскости. Вы говорите о том, что уважаемый господин Митволь занимается сносом этих домов. Но он же не может просто так прийти и снести этот дом, здесь необходимо судебное решение. А у нас заявительный порядок: человек принес документы, и мы обязаны его зарегистрировать. Мы же не проверяем законность выделения ему земли для его участка, где у него баня стоит. Что принесут нам на регистрацию? Заявление о регистрации, плата за регистрацию - правоустанавливающий документ, то есть документ о выделении земли. Мы проведем экспертизу, действительно ли глава администрации имел право выделять земельный участок, но мы не можем проверить - 50 или 100 м. Раз он издал такой акт и он правомочен, то мы смотрим, прилагается ли устав такого-то муниципального образования, имел ли он право издавать. Если имел, то мы должны регистрировать, мало того, мы не имеем права ревизовать принятое решение, а также вторгаться в функции Росземкадастра. Таким образом, мы не можем за него сказать: «Позвольте, почему так выделена земля?» или в функции муниципального образования: «Почему вы сделали 10 м от границы?»


М.Елисеев (Нижневартовск). Как можно попасть к Вам на прием?


С.Мовчан: Существует разработанная процедура. На сегодня у нас есть приказ по поводу моего личного приема и приема всех моих заместителей, начальников управлений, руководителей отделов, в котором указаны часы приема. Я, если честно, навскидку не помню, но это совершенно спокойно можно узнать через приемную.


Н.Шипилова (Иркутск). Какие изменения ждут процедуру регистрации и ликвидации предприятий?


С.Мовчан: В данном случае, конечно, лучше тогда меня обозвать Средюковым Анатолием Эдуардовичем, и ему это слово передать, потому что мы не регистрируем и не ликвидируем юрлица, это делает Федеральная налоговая служба.


А.Жигарев (Хабаровск). Для России особенно важна устойчивость в бюджетной сфере. Что делает для этого процесса Ваша служба?


С.Мовчан: Наша служба, расширяя обработку, или, вернее, ликвидируя вот эти очереди, а, соответственно, приходят новые люди, и тем самым они пополняют бюджет. Они платят государственную пошлину за наши услуги в сфере, например, государственной регистрации сделок с недвижимостью. Нам установлено бюджетное задание, значит, мы являемся администратором доходов.


В.Онищук (Ростов-на-Дону): Ваше мнение о новом типе организации Минюста.


С.Мовчан: Я так понимаю, что речь идет об административной реформе, которая проходит, и о трехзвенной системе: министерство - агенство - служба. На сегодня третьего и, скажем так, второго звена нет, потому что у министерства нет агентств, а есть три федеральных службы: служба исполнения наказаний, служба приставов и регистрационная служба. Наверное, говорить об этом можно будет, если мы с вами еще встретимся, надеюсь, например, в конце года (лучше бы в конце года, потому что, как всегда, нужно итоги подводить по истечению какого-то времени). Сейчас идет обыкновенная работа, мы притираемся друг к другу, не все, может быть, гладко получается, но я еще раз повторю, это рабочий процесс: формируются регламенты взаимоотношения, один регламент уже утвержден правительством, а теперь разрабатывается непосредственно между Минюстом и нами.


А.Машкин (Архангельск). Ваша служба обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Существуют ли какие-либо ограничения для выезда Ваших сотрудников за рубеж?


С.Мовчан: Спасибо Антону за вопрос. Более того, получается, что человек из того города, где я, собственно, родился, земляк. Но, правда, меня в месяц увезли оттуда, поэтому больше Архангельска я не видел, к своему стыду, но сейчас, надеюсь, посещу. Все ограничения, которые на сегодня могут распространяться на сотрудников любых государственных органов вот в этой части, таким же образом распространяются и на наших федеральных государственных служащих. Поэтому, если Антон собирается прийти устроиться на работу и при этом говорит о том, что хочет каждый год выезжать куда-то за границу, на него будут распространяться только те ограничения, которые будут связаны с его должностью и доступом соответственно к секретной и совершенно секретной информации.


О.Нестеркин (Элиста): Сергей Николаевич, что бы Вы пожелали Федеральной регистрационной службе?


С.Мовчан: Наверное, не Федеральной регистрационной службе, а людям, которые сегодня там работают. Во-первых, я хотел бы поблагодарить их всех, потому что, действительно, то, что они сделали за этот месяц, наши граждане не особо заметили, что произошла смена вывесок, а служба не просела, и она как бы встала и продолжает работать (единственное, нам сейчас нужно это все совершенствовать). Так вот, хочу поблагодарить этих людей, которые этого не допустили, поблагодарить их даже за то, что они остались работать с нами, несмотря на то, что достаточно приличное количество потеряли в зарплате, у них увеличилась нагрузка. Пожелать им хочу здоровья, счастья, счастья их семьям! Единственное, хочу заверить их, что весь центральный аппарат, руководство этой службы будет постоянно держать под контролем вопросы зарплат, численности загрузки. То есть, все что можно сделать, зависящее от нас, мы сделаем.


С.Герасимов (Сургут): Уважаемый Олег Васильевич, расскажите, как Вы будете строить работу с арбитражными судами?


О.Черныш: С Арбитражным судом мы взаимодействуем, прежде всего, через Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, через Кодекс об административных правонарушениях, в сфере тех отношений, которые есть. Никаких других отношений с судом быть не может. В целом же центральный аппарат Росрегистрации, президиум Высшего арбитражного суда и пленум Высшего арбитражного суда, конечно, нас как специалистов привлекают при подготовке своих материалов, интересуются нашим мнением, нашей позицией. Где-то оно учитывается, где-то нет, но на то он и суд, это судебная власть, вмешиваться в нее никто не имеет права.


Н.Тихонова (Выборг): Уважаемый Сергей Николаевич! Несмотря на то, что Вы сказали, что родом из Архангельска, мы знаем, что Вы из Питера. Скажите, пожалуйста, Вы принадлежите к команде президента?


С.Мовчан: Здесь, наверно, нужно ответить двояко. Во-первых, президент сам определяет ту команду, с которой он работает, и, наверное, об этом можно спросить только у него. И во-вторых, любой федеральный служащий, который работает в этой системе, уже частица команды президента.


Е.Веденская («Квартира. Дача. Офис»): Сергей Николаевич! Вопрос связан с законом о долевом строительстве, к которому в основном застройщики относятся болезненно. Недавно было заседание Международного ипотечного клуба, и единодушие вызвал только один вопрос. Дело в том, что в законе есть пункт, который требует обязательную государственную регистрацию не только основного документа передачи права требования, и все в недоумении, а куда им прийти? Механизмов, по крайней мере в Москве, пока нет, в регионах - тем более. Как будет решаться эта проблема и кто будет отвечать за это? Какие будут механизмы?


С.Мовчан: Действительно, Вы знаете, ипотечное кредитование, это, наверное, то, что может в определенной степени и поправить дополнительно положение в экономике и, самое главное, наверное, помочь решить достаточно приличному количеству людей свои жилищные проблемы. Мы тоже изучаем на сегодняшний день этот закон, и, смею Вас заверить, он вызывает не меньшее количество споров. Сейчас у нас стадия рабочей обкатки. Одно из методических писем, которое должно будет уйти для единообразного употребления этого закона, в том числе, и на территории. Как федеральная служба мы обязаны направлять в наши территориальные органы бумаги, обеспечивающие единообразный подход к закону. Более подробно я могу сказать, что Олег Николаевич является руководителем этой рабочей группы, которая этим занимается, поэтому он сейчас, наверное, и откроет нам какие-то секреты.

Олег Трофимов: В чем преимущество этого закона? Можно много говорить о несостыковках и прочем, но самое главное, что договор о долевом строительстве жилья считается заключенным с момента его регистрации в регистрирующем органе. Чтобы зарегистрировать у нас договор, надо будет принести ряд документов, и все станет на свои места. Вы принесете нам документы, разрешительные документы, соответственно проекто-сметную документацию. Договор после этого будет зарегистрирован с приложением документов каждого дольщика, естественно, где зарегистрировалось это юридическое лицо, кто заказчик. И каждое физическое лицо, которое будет участвовать в этом строительстве, также принесет свои документы. В течение месяца, согласно закону, документы (договор) будут зарегистрированы. Есть методические рекомендации от 4 января 2005 г. Министерства юстиции, что мы можем применять сокращенные сроки, например, когда дольщик уезжает на работу за границу. При этом плата за регистрацию не меняется. Плата предусмотрена в виде госпошлины, поэтому она будет одна - что за месяц, что за сокращенный срок. При этом подход здесь будет индивидуальный. Мало того, Министерство юстиции разработало инструкцию, как сказал Сергей Николаевич, о долевом участии в строительстве многоквартирного жилья. Эта инструкция сейчас направлена в регионы для предварительного ознакомления. В ней, в принципе, прописаны все нюансы и унифицированы все подходы к подбору документов и проведению их правовой экспертизы. А с 1 апреля уже идет регистрация договоров о долевом строительстве. И инструкция просто здесь помогает. Ее текст будет опубликован в «Российской газете».

С.Мовчан: Могу добавить, что это явилось предметом разговора с нашими территориальными органами, поскольку второй день нашего совещания был посвящен практической учебе. Смею вас заверить, что мы видим все эти подводные камни, только единственное, не всегда успеваем быстро сработать в силу как субъективных, так и объективных причин.


Заключительное слово С.Мовчана.


Я всегда думаю только об одном. На каком бы месте человек ни находился, он должен поступать следующем образом: не забывать о том, что то место, куда его назначили, не передается по наследству. Ты - чиновник, поэтому старайся поступать таким образом, чтобы, когда ты уйдешь с этого места и станешь обыкновенным, неслужащим человеком, чтобы тебе было комфортно в той системе, которую ты создал.


Заключительное слово ведущего.


Пресс-центр РБК заканчивает интернет-пресс-конференцию директора Федеральной регистрационной службы Сергея Николаевича Мовчана. Тема сегодняшней конференции была посвящена первым итогам деятельности Федеральной регистрационной службы и перспективам ее развития. Всем спасибо!


Интернет-пресс-конференция закончилась.




1

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео hd онлайн