Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть русское видео

Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

13 декабря 2007 года   

Интервью СМИ


Судьба политических партий в России

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – В студии наша гостья Галина Фокина - и.о. начальника управления по делам политических партий регистрации общественных, религиозных и иных организаций Федеральной регистрационной службы. Галина Андреевна, здравствуйте. После того, как накануне вы объявили о предстоящей ликвидации через суд, разумеется, все правильно, но по инициативе вашей службы вашего ведомства целого ряда российских политических партий, некоторые уже вас назвали «могильщиком российской политической партийной жизни». Как вам такое высокое звание?

Г. ФОКИНА - Вы знаете, я бы уточнила. Не по нашей инициативе. Прежде всего, это предусматривает закон. И обязывает федеральную регистрационную службу как федеральный орган исполнительной власти осуществлять контроль за реализацией федерального закона о политических партиях. И поэтому мы в ходе выполнения этого закона обязаны предъявить иски и ликвидации политических партий, которые не соответствуют требованиям закона.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – То есть претензии не к вам.

Г. ФОКИНА - Да.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вы только исполнители.

Г. ФОКИНА - Да.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Исполнитель беспристрастный?

Г. ФОКИНА - Да, конечно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вы сами являетесь членом какой-то партии?

Г. ФОКИНА - Нет, в нашем управлении нет сотрудников, которые бы являлись членами какой-либо из политических партий.

М. КОРОЛЕВА - Это просто так сложилось или вам запрещено вступать в какие-то партии?

Г. ФОКИНА - Вы знаете, нет, запрета нет. И закон допускает госслужащим тоже быть членами политических партий. Но так сложилось, что никто из наших сотрудников не вступает.

М. КОРОЛЕВА - Что же вы такие аполитичные-то?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – На выборы ходите?

Г. ФОКИНА - Да, конечно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вообще политически активные люди.

Г. ФОКИНА - Да, политические активные люди. И наш гражданский долг принять участие в выборах.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – И ликвидация этих партий тоже часть вашего гражданского долга и профессионального конечно тоже. Неужели они все такие злостные нарушители закона. Те 5 партий, в отношении которых уже вы вчера объявили, были поданы иски и еще около десятка партий, которых ждет такая же участь.

Г. ФОКИНА - Я бы уточнила. Это профессиональная обязанность. Поскольку мы исполняем закон, это наша профессиональная обязанность соблюдать и контролировать, чтобы политические партии, которые в нашем государстве существуют, выполняли требования закона.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А указания свыше, какую партию убрать, а какую оставить.

Г. ФОКИНА - Вы знаете, я вам честно скажу, никаких указаний свыше вообще ниоткуда нет. Мы просто в ходе проверки в 2006 году установили, что часть политических партий не соответствует тем требованиям закона, которые были предъявлены политическим партиям в связи с внесением изменений в закон в конце 2004 года.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А как так получается, что в основном исчезают партии самостоятельно или при помощи государственных органов те, которые не кричат в массе своей «Да здравствует президент» и «Да здравствует правительство». А те, которые, как правило, выступают с критикой властей.

Г. ФОКИНА - Вы знаете, из тех 15 политических партий, которые не соответствуют требования закона, я бы не сказала, что все они выступают или не поддерживают политику, проводимую нашим правительством и в том числе президентом. Оппонентов власти из этих партий нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А Республиканская партия.

Г. ФОКИНА - Я хотела сказать. Да, Республиканская партия. Но совсем не значит, что она высказывает какие-то критические замечания в адрес власти и правительства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – То есть не в этом дело.

Г. ФОКИНА - Не в этом дело.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Почему на наш взгляд у нас еще существуют партии, в которых членов 20 тысяч, 50 тысяч человек в стомиллионной стране. Это может быть отражение какой-то мировой тенденции, где существуют небольшие партии, такие нишевые, защищающие конкретные группы населения, отражающие их интересы. Или у нас изначально страсть к таким монстрам, великанам. Или одна партия или две.

Г. ФОКИНА - Нет, когда был принят федеральный закон о политических партиях, первоначальное требование к политической партии исчислялось количеством не менее 10 тысяч человек. Но с учетом того, что политические партии являются одним из избирательных объединений, выдвигающих своих кандидатов для участия в выборах, и что это политическое объединение, которое входит во власть через своих представителей, то и должно представлять это политическое объединение значительную часть населения. С учетом того, что в нашей стране около 147 млн. граждан и потенциальных избирателей около 108 млн. граждан, то естественно, 10 тысяч человек не отражает те действительные интересы граждан. И я полагаю, что совершенно справедливо была увеличена численность политических партий до 50 тысяч, поскольку это уже какая-то группа людей, интересы которых должны учитываться органами власти.

М. КОРОЛЕВА - Я процитирую вопрос Игоря Хошева, который нам пришел по Интернету: место России по партийности в мире? Действительно всегда хочется сравнить в таких ситуациях. Пожалуйста, приведите сравнительные характеристики партийности России и развитых и развивающихся стран. Иными словами, у нас партий много или мало по сравнению со всем остальным миром?

Г. ФОКИНА - У нас партий много по сравнению с другим миром. Потому что в той же Европе 2-3, а у нас все-таки на сегодняшний день значится 33, зарегистрированных и действующих политических партий. И даже после проверки их остается 17. То есть это не самое малое количество политических партий по сравнению с другим миром.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Можете ли вы дать краткую характеристику наших основных самых крупных партий? По закону отделения той или иной политической организации должны быть не менее чем в 45 регионах. У нас субъектов федерации почти 90. Есть такие партии, которые действуют повсеместно?

Г. ФОКИНА - Есть, конечно, и не одна такая партия.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – То есть не только «Единая Россия».

Г. ФОКИНА - Не только. У нас, наверное, около шести политических партий, которые имеют почти во всех субъектах РФ свои региональные отделения. Это, прежде всего, парламентские конечно партии. «Справедливая Россия» это бывшая «Родина» политическая партия. И ряд других. Но минимально конечно каждая партия должна иметь не меньше чем в половине субъектов РФ.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А самой крупной остается?

Г. ФОКИНА - «Единая Россия».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Больше миллиона человек.

Г. ФОКИНА - Да. Около миллиона. На сегодняшний день, наверное, более миллиона. Потому что мы проверяли численность на 1 января 2006 года.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А как часто вы исследуете количество членов той или иной партии?

Г. ФОКИНА - Наша федеральная регистрационная служба постоянно осуществляет контроль, мы ежемесячно получаем информацию от наших территориальных органов. Повседневно контролируем. Это не только связано в связи с тем, что закон изменил численный состав политических партий, мы в силу своих функциональных обязанностей осуществляем контроль за политическими партиями, и мы ежедневно имеем информацию о той или иной политической партии, потому что жизнь не стоит, она движется. Кто-то уходит, кто-то приходит.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – В миллионных партиях надо проверять численность? Все равно они заметно превышают минимальный порог.

Г. ФОКИНА - Вы знаете, это партия заявляет. А для того чтобы говорить, что это так, мы все равно осуществляем контроль.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – То есть вы никому не доверяете?

Г. ФОКИНА - Не потому. Это наша функция. Обязанность контролировать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А какие партии занимают 2-3 место по численности?

Г. ФОКИНА - Это ЛДПР, это парламентские партии. И сейчас бывшая «Родина» - «Справедливая Россия» на сегодняшний день.

М. КОРОЛЕВА - У меня тогда сразу возникает вопрос. Вы говорите о контроле, что вы контролируете численность партий. Простите, а как вы это делаете? Вот, например, вам подаются списки, это я понимаю. Но там указаны адреса, наверное, паспортные данные и так далее. Телефоны. Как вы реально можете проверить, состоит этот человек в партии или нет, и вообще списки соответствуют тому, что есть на самом деле или нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Отправляете своих людей на Чукотку, Таймыр, в каждый округ.

Г. ФОКИНА - В каждом субъекте РФ у нас имеется территориальное управление, которое в субъекте РФ осуществляет функции Федеральной регистрационной службы. Как мы контролируем. Вот сейчас прошла в 2006 году тотальная проверка. Когда мы действительно проверяли и устанавливали фактическое наличие численности политических партий. Когда мы истребовали необходимые документы, подтверждающие подачу заявлений и прием граждан в ряды партии. Но я так полагаю, что в будущем, если будет иметься информация, что данная партия заявляет определенную численность, а фактически у нее значительно меньше, то мы всегда любую информацию, поступающую к нам, проверяем.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Что мы все о количестве. Есть же какие-то иные показатели деятельности политических партий и соответственно критерии вашего контроля.

Г. ФОКИНА – Есть, конечно. В нашу обязанность входит проверять не только численный состав, соответствие статуса, общественное объединение, политическая партия. Но мы точно также обязаны контролировать за соответствием самой деятельности политической партии ее уставным целям. Это вторая наша контрольная функция. И мы проверяем, то есть мы присутствуем на публичных проводимых мероприятиях, проводимых политическими партиями. Если есть какие-то вопросы, то мы вправе и истребуем распорядительные документы политической партии, которые нам обязаны представить, и по этим документам мы делаем заключение. Либо информация СМИ, которая тут же нами проверяется.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Скажите, Галина Андреевна, вот Марина спрашивала вас про соответствие мировому опыту в количестве политических партий, а в других странах и много ли ведомств, подобных Росрегистрации?

Г. ФОКИНА - Если честно сказать, я не знаю.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Мне просто любопытно знать. В США, во Франции, в Англии, Китай не буду брать. В Индии. Ведется ли государственный контроль над политическими партиями. Которые как мне казалось, довольно самостоятельные и независимые субъекты политической жизни.

М. КОРОЛЕВА - Пересчитывают их количество и так далее. Следят за тем, чтобы все документы в точности соответствовали.

Г. ФОКИНА - Мировая практика точно также устанавливает для политических объединений за рубежом определенный количественный статус. То есть в разных странах он совершенно различен. Допустим, Казахстан – 50 тысяч. Польша - полторы тысячи. В отдельных штатах США определенное количество граждан должны быть собраны подписи в поддержку той или иной политической партии. Потом, я думаю, что мировой опыт как раз показывает, что установлен минимальный количественный статус для политических объединений.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А если брать основы гигантов нашей политической жизни, самые крупные политические партии. Какие наиболее распространенные нарушения, которые они допускают в своей деятельности?

Г. ФОКИНА - По численности или вообще?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вообще по деятельности.

Г. ФОКИНА - Как правило, их деятельность регулируется не только законом о политических партиях. Это и федеральный закон о митингах,

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Да и Уголовный кодекс никто не отменял.

Г. ФОКИНА - Да, административная ответственность. То есть в зависимости от совершенного правонарушения. Мы контролируем деятельность политической партии на соответствие ее уставным целям и задачам. Финансовую деятельность осуществляют другие органы. Это уже избирательная комиссия. И если какие-то нарушения по финансовой деятельности, они нам представляют эти данные и мы как контролирующий орган, применяем меры воздействия.

М. КОРОЛЕВА - То есть деньгами партий вы не занимаетесь.

Г. ФОКИНА - Нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – В целом у нас партии основные законопослушные или нет?

Г. ФОКИНА - На сегодняшний день мы считаем их законопослушными.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Удивительное дело.

Г. ФОКИНА - Имеются отдельные случаи правонарушений и в ходе проверок политическим партиям вынесено 37 предупреждений. Это уже говорит о том, что…

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Это за какой срок?

Г. ФОКИНА - За 2006 только год. Это говорит о том, что имелись правонарушения. Либо порядок приема в члены политической партии, либо в осуществлении деятельности. И всем известно 2005 год при избрании в Мосгордуму политическая партия «Родина» получила предупреждение от Федеральной регистрационной службы за разжигание национальной розни.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Завершая партийную тему. По данным Росрегистрации в ближайших весенних региональных выборах могут принять участие 25 политических партий. А сколько сможет участвовать в декабрьских парламентских выборах?

Г. ФОКИНА - Вот по сегодняшним данным, исходя из того, что на сегодня существует всего 33 политические партии, из них 16 подлежат ликвидации. Одна уже заявила о самоликвидации. Это Объединенная промышленная партия. А 15 подлежат в соответствии с законом безусловной ликвидации. Поэтому, исходя из сегодняшних данных, 17 политических партий могут принять участие в выборах в ГД.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А среди них потенциально есть кандидаты на вылет?

Г. ФОКИНА - Я не сторонница делать прогнозы. Но жизнь идет, и мы отслеживаем, у кого, сколько членов партии, выбытие, прибытие и так далее, поэтому прогноз не наше дело.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Еще одна сфера вашей деятельности – это контроль над неправительственными общественными организациями. Много шума наделал в прошлом году закон об НПО. Много было опасений, что смогут пройти обязательную перерегистрацию лишь немногие из них. В итоге какие-то результаты сейчас уже можно предъявить?

Г. ФОКИНА - Да, можно. Я только хотела бы уточнить. НКО это некоммерческие объединения. Организации вернее. Есть ИНКО – иностранные некоммерческие организации, то есть там, где мы регистрируем филиалы и представительства. Раньше они получали аккредитацию, сейчас они учитываются Федеральной регистрационной службой. Это два совершенно разных правовых статуса организаций. Поэтому если говорить о некоммерческих организациях…

М. КОРОЛЕВА - Вот Британский совет, например.

Г. ФОКИНА - Это ИНКО, это представительство или филиал иностранной…

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Это не к вам.

Г. ФОКИНА - …некоммерческой неправительственной организации. Это как раз к нам. Мы ведем учет. И поэтому я полагаю, что мы ожидали, возможно, по данным наших налоговых органов 300-500 таких филиалов и представительств, на сегодняшний день у нас около 200. По-моему, 199. И ажиотажа никакого нет. Отказано в регистрации всего 21 представительству. Причем отказано только потому, что ненадлежащее оформление документов. Исправляйте и приходите, и препятствий к постановке на учет нет. И внесение изменений в законодательство я полагаю, никак не явилось препятствием к тому, что ограниченное количество теперь у нас филиалов и представительств иностранных некоммерческих, неправительственных организаций.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А вы все-таки регистрируете их по заявительному признаку.

Г. ФОКИНА - Да. По заявительному.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Не требуется разрешение как таковое.

Г. ФОКИНА - Никакое разрешение. Главное - чтобы документы соответствовали требованиям законодательства. У нас явочно-заявительный характер регистрации.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Среди этих НКО насколько они законопослушны, как наши, так и иностранные.

Г. ФОКИНА - Вы знаете, изменения в закон вступили только в действие с 18 апреля 2006 года. На сегодня мы можем говорить и как-то характеризовать регистрацию этих некоммерческих организаций. Поскольку раньше занимались налоговые органы, а теперь Федеральная регистрационная служба. И уже на этапе представления документов на регистрацию, естественно, какая-то включается функция контроля. То есть это и проверка уставных документов на соответствие требованиям закона, и всех остальных документов. Кроме того, четко контролируется статус, то есть организационно-правовая форма этих некоммерческих организаций. Что раньше совершенно не отслеживалось. Конечно, увеличилось количество отказов. Но обращаю внимание, что отказ не является препятствием к представлению документов повторно. И при устранении нарушений к нам снова приходят и регистрируются.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Но вы можете и повторно и в третий раз отказывать.

Г. ФОКИНА - И в третий, и четвертый. Но они могут и в десятый и сотый раз придти, если они желают зарегистрироваться.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Но на время подачи заявления, организация не может функционировать.

Г. ФОКИНА - Нет, конечно, некоммерческая организация нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – То есть бюрократическим путем, я бы хотел это отметить, можно заблокировать работу НКО.

Г. ФОКИНА - Я не могу сказать, что бюрократическим путем. Мы ведь не бюрократы. Мы исполняем закон. Законодатель установил определенные правила, для того и существуют органы государственной власти, чтобы все граждане РФ выполняли требования закона. А мы это отслеживаем и выполняем.

М. КОРОЛЕВА - А вы сами как оцениваете, сложно оформить документы, которые вы требуете, чтобы оформляли те же самые некоммерческие организации.

Г. ФОКИНА - Вы знаете, нет несложно. Никаких особых требований в принципе это изменение в закон не внесли. Оформление документов практически то же самое. Единственное что сейчас учредительный документ, то есть устав проверяем на соответствие требованиям закона. Вот это немножко более усложнило или ограничило возможности некоммерческих организаций. А та информация, которая представлялась в налоговые органы, перечень документов не изменился. Он остался тем же самым. Принципиальные изменения заключены в том, что когда регистрацией занимались налоговые органы, то там было только два основания для отказа в регистрации, а на сегодняшний день с внесенными изменениями, этот перечень расширен. То есть основания для отказа в регистрации увеличены.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вопрос от Павла, он пришел сейчас по Интернету: вообще, зачем нужен контроль над общественными организациями. Что, недостаточно прокуратуры? Нарушил закон – отвечай. А если не нарушил, то так и работай в текущем режиме.

Г. ФОКИНА - Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства. Мы помимо того, что проверяем деятельность некоммерческих организаций на соответствие не только требованиям закона, но на соответствие их деятельности уставным целям. Что прокуратура не делает.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Я бы хотел снова вернуться к политической теме. Существуют ведь не только партии. Существуют общественные движения. Организации, которые занимаются политической деятельностью. Мне бы хотелось прояснить, например, статус, такой организации как ДПНИ. Это вообще что? Нечто легитимно существующее, или просто группа граждан, которые называют себя – «Движение против нелегальной иммиграции» и ведет свою деятельность. Подает заявки, организовывает митинги. Это как?

Г. ФОКИНА - Действующее федеральное законодательство в общественных объединениях предусматривает возможность действовать общественному объединению как с помощью государственной регистрации в качестве юридического лица с правами и обязанностями, так и без государственной регистрации. Общественное объединение может и в той и другой форме осуществлять свою деятельность.

М. КОРОЛЕВА - То есть если не партия, то можно работать и так без вас.

Г. ФОКИНА - Можно работать и без нас, без государственной регистрации. Но общественное объединение оно тоже имеет право принимать участие в выборах, только на уровне местных органов самоуправления. А вот прямо сказать, что общественное объединение, которое бы могло заниматься только политической деятельностью, это нарушение действующего закона об общественных объединениях, потому что политической деятельностью может заниматься общественное объединение в организационно-правовой форме политической партии. И все.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Я не уверен, помните ли вы всех, но в целом такая организация как ДПНИ она где-то зарегистрирована у вас?

Г. ФОКИНА - Я не могу сказать, это можно посмотреть в реестре общественных объединений. Потому что у нас около 3 тысяч зарегистрировано только общероссийских и международных…

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Естественно, на память трудно.

М. КОРОЛЕВА - Я практически убеждена, что нет, и в новостях мы так и говорим - незарегистрированная.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – С точки зрения закона и с точки зрения вашего ведомства, что такое НБП?

Г. ФОКИНА - НБП это была межрегиональная общественная организация, Национал-большевистская партия. Вы знаете, что по решению Верховного суда общественное объединение ликвидировано. В соответствии с действующим законодательством об общественных объединениях, ликвидация общественного объединения по суду означает запрет ее деятельности. Поэтому на сегодняшний день НБП ни как общественное объединение, ни тем более как политическая партия или просто партия не существует.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – То есть это что-то вроде клуба по интересам.

Г. ФОКИНА - Это ничего, я даже не назвала бы клуб, группа людей, которые имеют какие-то общие интересы.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Спасибо большое. У нас в гостях была руководитель департамента Росрегистрации, Федеральной службы по регистрации Галина Андреевна Фокина. Благодарим вас.

http://echo.msk.ru/programs/razvorot/48948/



Для печати

Архив

Copyright © 2005 ФРС

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео 365 онлайн