Церковный праздник 9 июля: Тихвинская икона Божией Матери

ГлавнаяНовости дня Игорь Вишневский
Источник фото: Getty Images

9 июля (26 июня по исконному календарю Русской Православной Церкви, который был создан еще в Римской Империи и издревле называется «юлианским», название же «старый стиль» появилось только в советские годы, после того, как большевики в 1918 году заменили этот календарь западным григорианским).

Неделя 5-я по Пятидесятнице («неделей» в церковнославянском языке именуется воскресный день, соответственно, сегодня — пятое воскресенье после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Последний воскресный день Петрова поста (завершится 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла). Церковный Устав сегодня благословляет рыбные блюда.

Какой церковный праздник 9 июля 2019: Тихвинская икона Божией Матери

9 июля православные верующие отмечают праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Судьба этой православной святыни тесно переплетается с историей государства Российского. Это икона царей и воинов. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV — XVI веков, ее появление в новгородских пределах, на берегу реки Тихвинки, относится к 1383 году.

С середины XVI века икону, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо с Одигитрией из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками она чудесно перенеслась на берега реки Тихвинки, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа начала VIII века, который во времена иконоборчества, по преданию, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим, а потом тем же путем вернулся.

После падения Константинополя и присоединения Новгорода к Москве явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как избрание Богородицей нового своего «удела» — Святой Руси, ставшей Третьим Римом.

Великий князь Василий III приехал сюда на богомолье после развода с бездетной первой женой и женитьбы на Елене Глинской – он тогда усердно посещал святые места и делал щедрые вклады в монастыри и соборы, молясь о даровании наследника. С этого времени Тихвин стал «царским богомольем». Высочайшие особы посещали его вплоть до начала ХХ века.

Иван Грозный с особым благоговением относится к этому образу. Он приезжал в Тихвин перед венчанием на царство — получить благословение на титул царя («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую: ведь Москва — Третий Рим.

В 1560 году по приказу царя в Тихвине возвели три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, Введенский девичий и в трех верстах — Николо-Беседный.

Первый царь новой династии, Михаил Федорович, продолжал традицию — по случаю обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары, а его самого в Костромском Ипатьевском монастыре мать, старица Марфа, списком с Тихвинской иконы благословила на царство.

Когда же шведы в 1617 году потерпели поражение от русских и в деревне Столбово перед ликом Тихвинской Богородицы царь Михаил Федоровичем и король Густав II Адольф писали мир, по его условиям шведский король признал династию Романовых, положив начало ее международному признанию — до этого «самопровозглашенное» царство признавала только Англия. С тех пор началось всероссийское почитание образа, это царство благословившего.

Воинская слава Тихвинской иконы тоже началась в XVII веке. А в 1812 году с нее был сделан список, получивший название «Тихвинская-Ополченная». В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком, а иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. «Тихвинская-Ополченная» была в русской армии и во время Крымской войны. А в 1941 году, по московскому преданию, чудотворную Тихвинскую икону на самолете обнесли вокруг столицы, и вслед за этим начался разгром фашистов под Москвой.

Сам же оригинальный образ до 1941 года — после закрытия в 1924 году Тихвинской обители — находился в Тихвинском краеведческом музее, потом, во время оккупации, был вывезен немцами в Псков и дальше — в Ригу, наконец, оказался в американской оккупационной зоне в Германии, а закончил путь в Чикаго.

Там икона хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез ее в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению святыни. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1991 году отец Сергий Гарклавс побывал в Тихвине и подтвердил, что вернет икону после возрождения духовной жизни в монастыре и обеспечении сохранности образа в стенах Успенского собора.

В 1995 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь был открыт и началось его восстановление. Через год в отреставрированном и освященном Успенском соборе возобновилась праздничная служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А в 2004 году после 60 лет странствий икона была торжественно возвращена в обитель.

Церковныйе праздники 9.07.2019 в православном календаре

Преподобный Давид Солунский

Этот святой V – VI столетий от Рождества Христова совершал свои монашеские подвиги в обители мучеников Феодора и Меркурия. Позднее преподобный поселился близ Солуни (Фессалоники), где возвел шалаш под большим миндальным деревом, в котором в непрестанных посте и молитвы жил около 70 лет.

Еще при жизни старец Давид сподобился дара чудотворений и исцелений. Согласно строкам жития преподобного Давида Солунского, «он был как бы ангел во плоти, не терпя никакого вреда, мог брать в руки горящие угли для совершения каждения». Отошел ко Господу святой старец около 540 года от Рождества Христова.

***

Преподобный Иоанн, епископ Готфский

Святой VIII века от Рождества Христова. Будущий епископ родился в благочестивой христианской семье и с юных лет избрал иноческий образ жизни. Прежде, чем возглавить Готфскую епископскую кафедру, осиротевшую оттого, что еретики-иконоборцы изгнали прежнего православного архиерея, преподобный посетил Иерусалим и многие другие христианские святыни.

Святой Иоанн получил епископское рукоположение на территории современной Грузии, поскольку древняя Иверия была практически свободна от иконоборцев. Почил святитель в 790 году от Рождества Христова и был погребен в монастыре Парфенит у подножия горы Аю-Даг (территория современного Крыма).

***

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский

Русский святой XIVстолетия от Рождества Христова. Постриженик Киево-Печерской лавры, долгие годы отец Дионисий совершал монашеские подвиги близ Нижнего Новгорода, сначала отшельником, а затем, основав монастырь, — вместе с многочисленными учениками. В 1374 году святого Дионисия рукоположил во епископа Суздальского сам святитель Алексий, митрополит Московский. Владыка Дионисий ревностно боролся за чистоту Православия, в том числе – против ереси стригольников. Был избран митрополитом всея Руси, однако, возвращаясь из Константинополя, был пленен в Киеве Литовским князем. Скончался святитель Дионисий в 1385 году и был погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерской обители.

***

Преподобный Тихон, Луховской чудотворец

Костромской святой конца XV – начала XVI веков от Рождества Христова. Уроженец Литовской Руси, где в те годы католики уже начали притеснять православных. В 1482 годубудущий святой, в те годы служивший на военной службе в Княжестве Литовском, не желая принимать католицизм, прибыл в Костромские земли, где был пострижен в монахи.

Около двух десятилетий отец Тихон совершал монашеские подвиги близ города Лух, намеренно пребывая в полной нищете. Скончался преподобный в 1503 году от Рождества Христова и уже вскоре от места его погребения стали совершаться исцеления.

***

Перенесение мощей преподобного Нила Столобенского, одного из самых почитаемых святых XVI века, основателя Нило-Столобенской пустыни на берегу озера Селигер.

***

Священномученик Георгий Степанюк, пресвитер. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, один из первых священников из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибших в начале богоборческих гонений в 1918 году.

***

Лиддская (Римская), Нямецкая, Седмиезерная иконы Божией Матери. Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, явленные, соответственно, в I, XIV и XVII столетиях от Рождества Христова.