Рост цен на бензин в России значительно отстает от темпов инфляции – Новак  

ГлавнаяАвто Светлана Елезарова
Источник фото: Getty Images

Демпфирующий механизм, призванный удерживать рост цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке, позволил российской власти отказаться от договоренностей с представителями отечественной «нефтянки» об ограничении повышения стоимости бензина. Соглашение действовало до июля уходящего года. С соответствующим заявлением выступил глава российского Минэнерго Александр Новак.

Руководитель энергетического ведомства России заявил, что тактика была выбрана верная – ТЭК страны демонстрирует сегодня стабильность, а повышение цен на бензин значительно отстает от темпов инфляции: 2,7 против 3,7–4 процента в октябре 2019-го.

Формирование «демпфирующего механизма» происходит в ситуации, когда экспортная стоимость автомобильного топлива становится выше внутрироссийской. Чтобы нефтяные компании не поднимали цены, власть компенсирует им долю разницы. Между тем, в обратной ситуации – при опережении внутрироссийскими ценами экспортных расценок – нефтяники-производители должны отдавать госбюджету часть своей сверхприбыли.

Цены на бензин в 2020 году: прогнозы

Министр энергетики России убежден в том, что цены на автомобильное топливо в 2020 году будут стабильными с учетом планового повышения инфляции.

«Благодаря такой экономической мере как «демпфер» можно опустить волатильность цен на внутреннем рынке, а потому даже если мы столкнемся с резким подорожанием углеводородов, о чем говорят сейчас эксперты, рисков для российского рынка практически не будет», — заявил глава Минэнерго.

Согласен с Александром Новаком руководитель Российского топливного союза Евгений Аркуша, возглавляющий сегодня топливную ассоциацию Москвы. Эксперт называет «абсолютно правильными» как непосредственно «демпфер», так и все решения, ему сопутствующие. Однако, указывает на одно «но».

«У нас и в прошлом, и в этом году проблемы с дизельным топливом, которого стране в принципе не хватает. Именно с точки зрения производства. Нехватка зимнего дизеля приводит к ценовым перекосам, к диспаритету оптовых и розничных цен на независимых заправках. И в этом смысле улучшений не видно. На сегодняшний день это — основная проблема», — констатировал Евгений Аркуша в интервью российским СМИ.

Для того, чтобы «все было хорошо в 2020-м», необходимо, по мнение эксперта, введение новых мощностей, отстающих от планов, устанавливаемых четырехсторонними договоренностями.

Комментарии Независимого топливного союза

По словам президента Независимого топливного союза Павла Баженова, в уходящем году на российском рынке автомобильного топлива действительно наблюдалась определенная стабильность, однако, не факт, что ситуация будет оставаться такой и в перспективе.

«На взгляд нашего Союза, она достаточно шаткая. И стопроцентной уверенности, что в следующем году все будет так же ровно, — у нас лично нет. Равновесие есть, но не такое железобетонное, как считает министр», — отметил Баженов.

Эксперт указывает, в частности, на плановое повышение акциза. В течение уходящего года внешняя конъюнктура отличалась стабильностью, однако, на сегодняшний день она несколько ухудшилась. По словам главы Независимого топливного союза, стал заметным разрыв между внутренним рынком и экспортными альтернативами.