4 октября — Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Этот православный церковный праздник относится к великим недвунадесятым. Помимо богослужения, Православная Церковь имеет акафист Покрову богоматери. Кроме того, праздник Покрова 14 октября издавна любим народом, и некоторые приметы и обычаи, связанные с ним, не изменились до сей поры.
История праздника Покрова
В период царствование императора Льва Премудрого в 910 году, во время вторжения захватчиков на территорию Византии, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в 1-й день октября (14 октября по новому стилю) во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении видели в воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы, окруженной, как венцом, пророками, Апостолами и Ангелами, сияющей солнечным светом, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным своим омофором.
Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», — отвечал ему Епифаний. Видение прославлено было сперва молящимися в храме, потом во всем Константинополе. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед. И действительно, вскоре после видения враги отступили.
В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века, запись об этом содержится в Прологе XII века. В 1165 году вблизи Владимира был построен всемирно известный древнерусского зодчества — храм Покрова на Нерли. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Утешительным свидетельством особенного Покрова Божией Матери для Православной Церкви служат и все воспоминания многочисленных явлений благодатной помощи Матери Божией верующим.
Гадания на праздник Покрова
Как известно, девушки гадали о суженых не только под Рождество, но уже и под праздник Покрова. Гадающая девушка должна была накануне праздника испечь небольшой ржаной хлеб и «обделить», то есть измять и отрепать пучок льна. Вечером «волшебный» хлеб и лен относился в овин и ставился на колосники (положенные горизонтально жерди, на которые ставят для просушки снопы хлеба) со словами: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу на работу, насмотрися, из окошка покажися». После чего девушка, стоя посредине гумна, дожидалась появления суженого. По поверью, он должен был показаться в окне, в которое бросают снопы в овине. Когда зазвонят к утрене, хлеб и лен нужно взять обратно домой и сохранить.
Но обычно гадающие девушки боялись оставаться ночью в пустом овине, и, положив хлеб и лен на колосники, убегали домой. Неудивительно, что своего суженого они так и не могли увидеть, разве что во сне. Но хлеб и лен, пролежавшие всю ночь в сарае, должны были воспринимать чудодейственную силу привораживать сердца — оставалось только уговорить понравившегося парня съесть кусочек хлеба и положить ему в карман нитку из вороженого льна, при условии, чтобы тот ничего не подозревал. Иначе ворожба не подействует.
Магия и обряды на праздник Покрова Богородицы
Вымаливая себе «вторую половинку», девушки и парни в 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы вспоминали все известные любовные заговоры. Считалось, что на Покров они имеют особую силу. Делая заговор «На любовь парня», девушка слегка прикусывала язык со словами: «Сама себя кусаю, раба Божия (имя) к себе приделываю. Чтоб раб (имя) скучал, от тоски отдыха не знал…». Молодой человек, заговаривая девушку, говорил: «…Поселяю я ту тоску в рабу Божию (имя), чтобы она меня на уме держала. Как солнцу и месяцу помехи нет, так бы и моему заговору помехи не было. Аминь, аминь, аминь».
Стараясь вымолить себе у Божией Матери хорошего жениха, девушки говорили: «Мать-Покров, покрой землю снежком, меня, молоду — платком». Речь здесь идет о фате, неотъемлемой свадебной принадлежности, которая символически объединяет молодых в новую семью. В былое время на Руси невесту водили под венец, закутавши или закрывши всю фатою. Сходство свадебного покрывала с покровом Пресвятой Богородицы отчасти дает понять, почему Ей в народном сознании было присвоено покровительство над браком.
Само время праздника Покрова в сельскохозяйственном быту представляет особенные удобства для празднования свадеб: к празднику Покрова оканчиваются все важнейшие сельские работы, сроки договоров, наймов и сделок, и, занимаясь теперь понемногу своим хозяйством и живя в достатке, можно спокойно думать о свадьбах. Поэтому именно с Покрова начинались свадебные недели.
Покров также считался днем русских прях. С незапамятной старины, от лучины до неонового освещения, проходили засидки прях, беседы-посиделки женщин и девушек. Еще называли эти посиделки капустниками, поскольку обязательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты. Девушки-невесты в этот день старались изготовить праздничный холст и искусно расшить его узорами, тем самым демонстрируя всем, что они готовы стать женами-хозяйками. Приготовленную холстину перед обедней несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы, приговаривая: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее!».
Приметы на Покров Пресвятой Богородицы
В русском народном календаре Покров ассоциировался с началом зимы и первым зазимьем: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». Часто в этот день выпадает и первый снег, который ассоциируется со свадебным покрывалом или фатою. На селе для девушек и парней заканчивалось время хороводов и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов.
В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы.
На Русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говоря при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». На юге России только с Покрова начинали топить избы.
Праздник Покрова знаменует собой начало зимнего сезона и в скотоводческом календаре. Отмечая переход на зимние корма, крестьяне на Покров убирали колоды с пчелами, убирали в омшаник и «закармливали» скот на зиму, уже не выгоняя его на пастбища. Для этого еще с жатвы приберегали в избе последний сноп необмолоченного овса, на Покров его делили по числу голов скота и давали ему прежде иного корма.
К этому времени завершались основные полевые работы, и часть молодежи мужского пола получала возможность уйти на заработки — с Покрова возобновлялись осенние торги и ярмарки. Покров окончательно ставил точку в летней жизни, переводя всю домашнюю деятельность в избу: «Зазимье пришло — засидки привело».
С Покрова хозяева начинали утеплять дом на зиму, «загонять тепло». Во время работы говорили: «Захвати тепла до Покрова», «Чини шубу до Покрова, не то тепла не будет». Затапливая печь, хозяйки приговаривали особые слова: «Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров».
К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая. Также этот праздник считался последним днем сбора плодов и грибов. Верили, что в этот день можно уберечь детей от простуды, для этого ребенка обливали водой сквозь решето на пороге избы.