В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в православном мире принято поминать усопших.
Надо сказать, Покровская родительская суббота – это не повсеместная традиция, она совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана с поминовением «погибших воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью» при завоевании Иваном IV Грозным Казани в 1552 году. Во время тех событий погибло много людей, поэтому и было установлено особое местночтимое поминовение усопших в ряде Епархий – Казанской, Вятской, Екатеринбургской и Ижевской, сначала как память о погибших при взятии Казани православных воинах.
Первоначально эта родительская суббота была установлена в 16 веке – в 1592 году святитель Ермоген, бывший в ту пору архиепископом Казанским и Астраханским, направил Патриарху Иову письмо, в котором просил установить определенный день памяти и особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью. И с благословения Патриарха по этому случаю и был установлен особый поминальный день всех погибших – Покровская родительская суббота.
Покровская родительская суббота
Впоследствии православные христиане в этот день стали творить память не только православных воинов убиенных при взятии Казани, но вместе с ними и всех своих усопших родных и близких. Эта традиция сохранилась и сегодня – накануне Покрова Богородицы, в ближайшую перед праздником субботу поминать усопших, посещать храмы и кладбища.
Во всех храмах Епархий, совершаемых эту родительскую субботу, проходят заупокойные богослужения и панихиды. Всем верующим рекомендуется идти на кладбище после посещения храма и молитвы об успокоении душ усопших.
У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавался постный ужин и начинались приготовления к субботней изобильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром. Афанасий (Сахаров) пишет, что в древности в некоторых убогих домах поминки по «заложным» покойникам проводились не только в Семик, но и перед праздником Покрова.
В Заонежье Покров считался «днем окончательной постановки скота в стойла», причем этому предшествовало забивание части животных на мясо. Окончание периода выпаса приурочивалось к Покрову и в Белозерском крае (Вологодчина), правда, на деле реальный срок начала содержания скотины в закрытых помещениях мог сдвигаться в зависимости от погоды. Однако ритуал, фиксирующий этот важный момент в домашнем скотоводстве, совершался именно в Покров (кое-где в Покровскую субботу).