Немецкое аэрокосмическое агентство (DLR) возобновляет свой план десятилетней давности по развитию сверхзвуковых пассажирских полётов на борту суборбитальных самолётов. Реактивный самолёт-ракетоплан, получивший название SpaceLiner, сможет перевозить до 100 пассажиров и преодолевать расстояние между Европой и Австралией за 90 минут. Ранее DLR уже откладывала работу над этим проектом, однако сейчас немцы настроены решительно и собираются претворить план в жизнь в течение ближайших 20 лет.
Осуществить такой полет будет способен специальный ракетоплан, летающий в верхних слоях атмосферы, старт которого будет осуществляться при помощи первой ступени с ракетными двигателями и баком с горючим. Чтобы заполучить больший сегмент рынка, разработчик планирует создать и более вместительный вариант космоплана, приспособленного для одночасовых межконтинентальных перелетов на сто человек.
«Мы хотим закончить с разработкой дорожной карты. Нам нужно определиться с формулировками миссии, и мы планируем уже в этом году закончить с первым этапом», — заявил журналу Aviation Week на прошедшей в Глазго 20-й Международной конференции по космическим кораблям и гиперзвуковым системам и технологиям руководитель проекта Мартин Шиппель.
Сейчас главной задачей является обрисовать точные сроки миссии, что позволит определить параметры финансирования и инвестиционных требований. По планам ученых, в случае массового использования и увеличения частоты рейсов возможно кардинальное снижение стоимости составных частей системы и ракетных двигателей.
После этого одновременно от суборбитального корабля должны отделиться первая ступень и двигатели ускорителей. Затем космоплан будет скользить в верхних слоях атмосферы на высоте 80 км со скоростью в 20 чисел Маха и выше прямо до пункта назначения, где будет приземляться на обычный аэродром.
Отделившаяся первая ступень, используя свои крылья и аэродинамические поверхности, будет планировать и приземляться по-самолетному для повторного использования.
В качестве топлива и окислителя для ракетной многоразовой системы выбрана пара «жидкий водород – кислород», девять двигателей будут ускорять первую ступень и два — сам суборбитальный корабль. По проекту первая ступень имеет 82 м в длину и дельтавидное крыло размахом 36 м, космоплан в длину составит 65 м, его крыло будет иметь размах 33 м.
Так, для каждого полета в Австралию кораблю будет требоваться до 10 т воды. Планируется, что первый концепт ракетоплана будет готов к 2020 году. «После этого мы намерены приступить к фазе реального производства, хотя это зависит от того, получим ли мы достаточное финансирование. Как бы то ни было, мы будем рады получить от кого-то поддержку на первом этапе, поскольку есть большой риск», — пояснил инженер.
Но не ожидайте увидеть эти самолёты в небе в ближайшее время. Проект оценивается в 33 миллиарда долларов, и первые тестовые полёты вряд ли произойдут раньше 2030 года. Тем не менее с помощью усилий таких компаний, как SpaceX и Virgin Galactic, не говоря уже о гигантах Boeing и Lockheed Martin, коммерческие полёты в мезосферу станут реальностью ещё при нашей жизни.